В романе «Война и мир» предстает перед читателем не только как гениальный
писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию
истории. Изложению взглядов писателя посвящены многие страницы книги. Более
того, вторая часть эпилога, завершающая роман, представляет собой историко-философский
трактат, мировоззренческий итог многолетних поисков и размышлений автора на
заданную тему.
«Война
и мир» — не просто роман исторический, но также роман об Истории. Она —
действует, и ее действия имеют непосредственное влияние на судьбы всех без
исключения героев. Она — не фон или атрибут сюжета. История — то главное, что
определяет плавность или стремительность его движения.
Вспомним
заключительную фразу романа: «...В настоящее время... необходимо отказаться
от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость», — и здесь
Толстой ставит точку.
Толстой
отказывает всякой личности в свободе. Всякое существование есть существование
по необходимости. Всякое историческое событие есть результат бессознательного,
«роевого» действия природных исторических сил. Человеку отказано в роли
субъекта общественного движения. «Предмет истории — есть жизнь народов и
человечества», — пишет Толстой, отводя ей, истории, место действующего
субъекта и персонажа.
Ее
законы объективны и независимы от воли и поступков людей. Толстой считает:
«Если существует один свободный поступок человека, то не существует ни одного
исторического закона и никакого представления об исторических событиях».
Личность
может мало. Мудрость Кутузова, как и мудрость Платона Каратаева, состоит в
бессознательной покорности влекущей их жизненной стихии. История, по мнению
писателя, действует в мире как естественная природная сила. Ее законы, подобно
законам физическим или химическим, существуют независимо от желаний, воли и
сознания тысяч и миллионов людей. Именно поэтому, считает Толстой, невозможно
объяснить что-либо в истории, исходя из этих желаний и воли. Всякий
общественный катаклизм, всякое историческое событие есть результат действия
безличного недуховного персонажа, чем-то, впрочем, напоминающего щедринское
«Оно» из «Истории одного города».
Вот
как Толстой оценивает роль личности в истории:
«Историческая личность суть ярлык, который история вешает на то или иное событие».
И логика этих рассуждений такова, что в конечном счете из истории исчезает не
только понятие свободы воли, но и Бог в качестве нравственного ее начала. На
страницах романа она выступает как абсолютная, безличная, равнодушная сила,
смалывающая в порошок человеческие жизни. Всякая личная активность
нерезультативна и драматична. Словно в древней пословице о судьбе, которая
влечет покорных, а непокорных тащит, она распоряжается человеческим миром. Вот
что происходит с человеком-, по мнению писателя: «Человек сознательно живет
для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических общечеловеческих
целей». Поэтому в истории неизбежен фатализм при объяснении «нелогичных»,
«неразумных» явлений. Чем больше мы, по мнению Толстого, стараемся разумно
объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и
непонятнее.
Человек
должен познать законы исторического развития, но в силу немощности разума и
неверного, а точнее, по мысли писателя, ненаучного подхода к истории осознание
этих законов еще не пришло, но обязательно должно прийти. В этом состоит
своеобразный философский и исторический оптимизм писателя. Для этого
необходимо изменить точку
зрения, «отказаться от сознания неподвижности в пространстве и признать
неощущаемое нами движение», отказаться от концепции свободно действующей в
истории личности, не узнав абсолютную и жесткую необходимость исторических
закономерностей.
|