"Кому
на Руси жить хорошо» — поэма-эпопея. В центре ее — изображение пореформенной
России. Некрасов писал поэму в течение
двадцати лет, собирая материал для нее «по словечку». Поэма необычайно широко
охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои:
от крестьянина до царя. Но к сожалению, поэма так и не была закончена:
помешала смерть поэта. Главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии
«Кому на Руси жить хорошо» — это проблема счастья.
Поэма Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо» начинается так: «В каком году — рассчитывай, в какой
земле — угадывай...». Но нетрудно о
каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой
«освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Через
всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой
крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни
крестьянства, которого «тоска-беда измучила», звучит с особой силой в песне,
названной Некрасовым «Голодная». Поэт не смягчает красок, показывая нищету,
грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение
народа с предельной отчетливостью отражают названия тех мест, откуда родом
крестьяне-правдоискатели; уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни
Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко
изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. «Мужицкое счастье,
— с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!» Как
и прежде, крестьяне — люди «досыта не едавшие, несолоно хлебавшие». Изменилось
только то, что «теперь их вместо барина драть будет волостной».
С
нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся
со своим голодным, бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров
и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из
крестьян в поэме сохранили подлинную
человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это
Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров,
староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в
жизни, своя причина «искать правду», но все они вместе свидетельствуют о том,
что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое
счастье для русского народа:
Не
надо мне ни серебра,
Ни
золота, а дай Господь,
Чтоб
землякам моим
Не
каждому крестьянину весело
На
всей святой Руси!
В
Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского
«праведника». Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство.
Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством
собственною достоинства. Он умен и прекрасно понимает, почему крестьянин так
убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
У каждого крестьянина
Душа
что туча черная —
Гневна,
грозна — и надо бы
Громам
греметь оттубова,
Кровавым
лить дождям,
А все
вином кончается.
Примечателен
и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он
служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной
преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ
выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника.
Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына, а затем в
порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается
печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Этот образ
свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных
качеств.
Но
лишь в главе «Савелий, богатырь святорусский» крестьянский протест превращается
в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим
носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества.
Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения
крестьян помещиками и управляющими имений.
Не
кроткие и покорные близки поэту, а непокорные
и смелые бунтари, такие, как Савелий, «богатырь святорусский», Яким Нагой, чье
поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о назревающем протесте
его против угнетения.
Некрасов
писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить
«искру сокрытую» могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед
с надеждой и верой:
Рать
поднимается
Неисчислимая,
Сила в
ней скажется
Несокрушимая.
Крестьянская
тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы подчинена
раскрытию темы крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и «счастливую»
крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение
«губернаторшею», и людей холопского звания, например «холопа примерного —
Якова верного», который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и
работящих крестьян из главы «Последыш», которые вынуждены ломать комедию перед
старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и
многие другие действующие лица поэмы.
Все
эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются
друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно,
поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской
народной песни, исполняемой на многие голоса. |