Вариант
1
Богата
и разнообразна галерея дворянских типов в романе «Война и мир». «Свет» и общество
изображены Толстым щедрыми красками. Высший свет выступает в романе как сила,
правящая страной. Если народ живет в страданиях, то верхушка общества, несмотря
на потери, вызванные войной, по-прежнему преуспевает.
Центром,
вокруг которого она группируется, является царский двор, и прежде всего император
Александр. Александр, по мнению Толстого, просто марионетка. Судьбу России решают
многочисленные советники, фавориты, временщики, министры, придворные. Ординарность
императора заключается в том, что он не имеет своего мнения, под влиянием тех
или иных лиц принимает разные решения. Александр как личность не только слабый,
он лицемерный и неискренний, любит принимать фальшивые позы. Толстой считает,
что роскошь не способствует развитию ума, а привычка жить в праздности опустошает
личность. Вокруг Александра не прекращается борьба «партий» за влияние, непрерывно
плетутся интриги. Двор, штабы, министерства наполнены толпой бездарных, алчных,
рвущихся к власти людей. Правительство и генералитет проигрывают одну войну
за другой. Армия, обкрадываемая интендантами, голодает, гибнет от эпидемий и в
бессмысленных сражениях. В войну 1812 года Россия вступает неподготовленной.
На протяжении всей войны Александр не совершил ни одного разумного поступка,
ограничиваясь бестолковыми приказами и эффектными позами.
Толстой
выводит на сцену придворных, министров, дипломатов, генералов, штабных
офицеров, иноземцев, подвизающихся при дворе в качестве приближенных царя. Так
исчерпывающе характеризует Толстой иллюзорную власть правителей страны, бездарность
которых вскрыл со всей разоблачающей беспощадностью двенадцатый год. Писатель
обличает придворных и высшие круги с их казенным энтузиазмом. Эта часть высшего
общества бесконечно далека от борьбы народа. Несмотря на захват Москвы, жизнь в
Петербурге идет по-старому. Все так же в салонах собирается высшая знать, все
так же даются балы. Императрица, цесаревич, Румянцев, все придворные трутни на
все лады трубят о патриотизме народа, но сами ведут паразитический образ
жизни, заботясь только о собственном благополучии.
Одним
из представителей высшего света был князь Василий Курагин, министр. Его
стремление к обогащению не знает границ. Вздыхая, он говорит Шерер: «Мои дети -
обуза моего существования». Его сын Ипполит занимает должность дипломата, но
он по-русски говорит с трудом, не способен связать трех слов, шутки его всегда
тупы и бессмысленны. Князь Василий ловит богатого жениха для своей дочери Элен.
В его сети по наивности и природной доброте попадает Пьер. Позднее он скажет
Элен: «Где вы — там разврат и зло».
Анатоль
Курагин, другой сын князя Василия, живет праздной жизнью. Анатоль —
гвардейский офицер, не знающий, в каком полку он числится, главным смыслом
своей жизни он сделал «поход к удовольствиям». Его поступками руководят
животные инстинкты. Удовлетворение этих инстинктов — главный двигатель его
жизни. Вино и женщины, беззаботность и безразличие ко всему, кроме своих
желаний, становятся основой его существования. Пьер Безухов говорит о нем;
«Вот истинный мудрец. Всегда доволен, весел». Искушенная в любовных интригах
Элен Курагина помогает брату скрывать его внутреннюю пустоту и никчемность.
Сама
Элен развратна, глупа и лжива. Но, несмотря на это, она пользуется огромным успехом
в свете, ее замечает император, в доме графини постоянно крутятся поклонники:
лучшие аристократы России, поэты посвящают ей стихи, дипломаты изощряются в
остроумии, виднейшие государственные деятели посвящают трактаты. Блестящее
положение глупой и развратной Элен — это убийственное разоблачение дворянских
нравов.
Особого
внимания заслуживает созданный Толстым образ князя Бориса Друбецкого. Этот
идущий к славе и почестям молодой человек «призван» сменить старшее поколение
России. Уже по первым его шагам можно понять, что Борис «пойдет далеко». Он родовит,
обладает холодным умом, свободен от
совести,
внешне очень привлекателен. Сделать первые шаги на пути к блестящей карьере
помогает ему мать, ханжа и лицемерка.
Друбецкие
многим обязаны семейству Ростовых, но очень быстро забывают об этом, потому
что Ростовы разорены, не так влиятельны, да и вообще, — люди другого круга. Борис
— карьерист. Его нравственный кодекс не очень сложен: цель оправдывает
средства. Выгодная женитьба, полезные связи открывают ему двери в самое
могущественное общество. Финал его жизни ясен: Борис достигнет высоких постов
и станет-таки «достойной» сменой старшего поколения, правителей России. Он
будет верной опорой самодержавной власти.
Ярко
нарисован Толстым образ авантюриста Долохова. Дуэли, попойки, «шалости» в
компании «золотой молодежи», игра своей и чужими жизнями становятся для него самоцелью.
Его храбрость не имеет ничего общего с героизмом таких людей, как Денисов, Ростов,
Тимохин, Болконский. Образ Долохова — это пример дворянской авантюристической
воинственности.
Весьма
примечателен и образ московского губернатора Растопчина. Он раскрывается со
всей яркостью в сценах, предшествующих вступлению французов в Москву. «Растопчин,
— пишет Толстой, — не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он должен
был управлять». Пошлы распространяемые им листовки, вредны его приказы об организации
народной защиты Москвы, Растопчин жесток, самолюбив. Одним росчерком пера
ссылает он невинных людей, подозреваемых в измене, казнит ни в чем неповинного
юношу Верещагина, выдавая его разъяренной толпе, Ссылки и казни невинных нужны
для того, чтобы отвлечь народный гнев от истинных виновников бедствий в
стране.
Художественное
выражение взгляда Толстого на народ как на творца истории, вера в то, что
народ таит в себе неисчерпаемый источник силы и талантов, признание законными
всех форм борьбы, к которым прибегает народ для защиты Отечества, — все это
ставит великую эпопею Толстого в ряд лучших произведений мировой литературы. В
этом непреходящее значение великой эпопеи.
Вариант
2
Толстой
вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль
народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим.
Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто
близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он
делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему
характеру, мировоззрению близки народу
или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства
в этом
отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа
Ростова, княжна Марья Болконская. Но есть и другие представители
дворянства,
так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди,
которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех,
кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в
свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как
пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных
или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их
духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка,
которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.
Толстой
старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир»
начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном
современность, но затрагивает и про^ шлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей
эпохи. Граф Кирилл Безухов — один из их представителей. Безухов богат и знатен,
у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие
услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил
наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник.
Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За
это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.
Антинародность,
полное пренебрежение нуждами простых людей, жажда наживы — таковы отличительные
черты высшего дворянского общества. Эти черты присущи и гостям фрейлины
Шёрер, и посетителям французского салона графини Безуховой. Здесь царят
эгоистичность, корыстолюбие, карьеризм и интриганство. Светские разговоры — не
что иное, как обыкновенное злоязычие, нередко переходящее в клевету. За маской
добродушия скрываются лицемерие и притворство, ставшие привычкой. Все
нормальные человеческие чувства искажены, все пропитано ложью, от дружбы и
любви осталась лишь видимость. Истоки морального разложения высшего общества
Толстой видит в паразитизме и праздности. Он не зря всех его представителей
называет трутнями. Салтыков-Щедрин, давая характеристику роману «Война и мир», заметил:
«А наше так называемое «высшее общество» граф лихо прохватил».
«Светское
общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная,
роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь
шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы
сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ.
Те
же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же
интересы службы и интриги... » Изменились разве что разговоры — больше стали
поговаривать о Наполеоне и патриотизме.
На
верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан
именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора
уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в
которой льстецы усматривали проявление «высокой душою царя. Подлинный облик
Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армик после разгрома
оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобный
шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и
теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются
от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела
до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие
приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой.
Здесь
царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно
Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей
власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но
их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.
В
«Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой,
характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей,
но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности
и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей
является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий
пост в стране.
Он
министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Курагина
направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит — дипломат, который
совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он
жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением
являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему
безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой — постоянный
спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.
С
этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает
посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный
и расчетливый проходимец Василий который
ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Анатоль, которого сам
отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен.
Элен — первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек.
Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта
женщина далеко не так безобидна,
как
может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен — она «неизменна».
Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой
началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она,
воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.
В
салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих
живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому
он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать
скандала.
Борис
Друбецкой — еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из
тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же
далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере.
У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой
жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о
наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение,
особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым
в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как
отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря
на то, что когда-то семьи были дружны.
Высшая
знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати — это
офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились
пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые
применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими
фразами.
Таким
образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и
неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со
сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала
Отечественная война 1812 года. |