И оборачиваться на Маяковского нам, а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед. М.И.Цветаева
Вечная тема лирики — любовь — проходит через все творчество Маяковского, начиная с его ранних стихов и кончая последним незавершенным стихотворением «Неоконченное». В поэме «Облако в штанах» Маяковский рассказывает о своей первой любви. Читатель ощущает сложность переживаний лирического героя, безмерность его страданий. Громадный, он горбится у окна. Как он ждет! Ждет любимую. А действительность надвигается на него, пугает неизвестностью и мраком. Час проходит за часом, а Марии все нет. Поэт мечется, стонет. Его страдания оживают в зримом образе, как бы отделяются от него, начинают жить собственной жизнью. В страшной пляске мечутся нервы «отчаянной чечеткой». Сердце поэта горит от любви, перед нами величественная и страшная картина любовного пожара. Страдания становятся непереносимыми, поэт хочет «выскочить из сердца», но, увы, из сердца не выскочишь! У лирического героя «пожар сердца». И рассказать об этом он может только своей матери:
Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Страдания поэта выливаются в крик: «Долой вашу любовь!» И дело не только в том, что Мария выходит замуж за другого. В поэме о любви все время присутствует враждебная поэту действительность. «Он» и «она», а рядом мещанская сытость, рядом «лопались люди, проевшись насквозь, и сочилось сквозь трещины сало...» За личным, за интимным просвечивается в поэме большой мир, который отнял у поэта любимую, украл любовь. Весь ужас не в том, что любовь безответна, — она вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. Если «Облако в штанах» — крик боли и ненависти ко всему продажному, то стихотворение «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» — это радостный, светлый гимн любви:
Любить — это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.
«Любовь — это сердце всего, — писал Маяковский. — Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Любовь и жизнь для поэта нерасторжимы, поэтому за лирикой любви возникает лирика великих дел и свершений:
Если я чего написал, если чего сказал — тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.
Маяковского часто упрекали за отсутствие у него пейзажной лирики, да и сам поэт признавался: «После электричества совершенно бросил интересоваться природой...» Но это неправда. Создал же он еще в 1914 году прекрасное стихотворение «Послушайте!»
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?
Поэт нередко скрывает свое восхищение природой за насмешкой, но любил он ее всегда. Мало того, природа служила Маяковскому неисчерпаемым средством образности. Океан, солнце, звездное небо — любимые образы Маяковского. Трудно найти в.литературе более грустные стихи, чем «Неоконченное»:
Как говорят, инцидент исчерпан, любовная лодка разбилась о быт. С тобой мы в расчете — и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Но завершает стихотворение великолепная картина природы:
Ты посмотри, какая в мире тишь! Ночь обложила небо звездной данью; в такие вот часы встаешь и говоришь векам, истории и мирозданью.
К сожалению, мы не знаем, что хотел сказать Маяковский в своем последнем стихотворении «векам, истории и мирозданью». Но он завещал нам свою выразительную лирику с ее высоким представлением о настоящей любви, «любви-громаде»:
Постели прокляв, встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь.
|