Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 16:58:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

21:08:30
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
 Передаваемая в рукописях комедия «Горе от ума» была с огромным интересом воспри­нята современниками. Остро поставленные важнейшие общественные вопросы, полити­ческая борьба социальных групп, воплощенная в противостоянии выразительных самобыт­ных характеров, вызывали горячие споры и живое сопереживание читателей. Критики противоборствующих общественных лагерей неоднозначно, подчас противоположно, трак­товали как идейное содержание, так и худо­жественные достоинства пьесы.
Реакцион­ные круги русского общества сознательно принижали образ Чацкого, противопоставляя его декабристам как защитника самобытнос­ти русской культуры и яростного противника западных образцов, в том числе и в отноше­нии пути революционных преобразований. Другие делали акцент на эмоциональной не­адекватности его критических высказываний и упрекали героя в психической ущербности, называли его «мольеровский мизантроп в ме­лочах и карикатуре». Третьи вообще отказы­вали автору в художественной самостоятель­ности, относя комедию к подражанию образ­цам западноевропейской драматургии.
Представители демократического лагеря, напротив, отстаивали самобытность и ориги­нальность произведения, правдивость изобра­жения русской барской среды. Декабристы считали комедию художественным обобщени­ем их собственных идей и чувств, а Чацкого — выразителем своих политических взглядов. Обличительный и патриотический пафос пье­сы, обобщающее значение выведенных в ней типов, ставших нарицательными, блестящий разговорный язык — все это свидетельства художественной ценности произведения.
Пуш­кин кратко и исчерпывающе оценил значение комедии: в становлении реалистической рус­ской драматургии «Грибоедов делал свое де­ло — он написал "Горе от ума"». Каковы же реальные художественные до­стоинства пьесы? Не вызван ли огромный чи­тательский резонанс только злободневностью проблематики, отразившей главный кон­фликт эпохи? Как воспринимаются в наше время образы комедии? Сохранила ли пьеса актуальность как художественное воплоще­ние духовных поисков незаурядной личнос­ти? Современно ли нравственно-психологи­ческое противостояние героев?
Грибоедов впервые в русской литературе создал подлинно реалистическое произведе­ние. В комедиях Мольера, в подражании ко­торому упрекали автора некоторые критики, пьесах Фонвизина, баснях Крылова, у кото­рых Грибоедов учился остроте драматурги­ческого конфликта, герои выступают с зара­нее сложившимися характерами и остаются неизменными на всем протяжении действия. Образы классицистов статичны и представ­ляют собой как бы персонифицированное воплощение отдельных черт человеческого характера — скупости, человеконенавист­ничества, благородства, низости, хитрости, коварства.
Драматургическое пространство предшествующих произведений плоское, од­номерное, герои неизменно демонстрируют то или иное нравственное качество, опреде­ляющее их характер; отсутствуют социаль­но-психологические истоки личности, воссоз­дание характеров как результата воспитания или воздействия общественной среды, жи­вая, непосредственная связь героев с истори­ческой эпохой. Грибоедов сумел стать на историческую точку зрения, понять связи человека с обще­ственной средой, воспитавшей его, воплотить характеры героев в их развитии, сложности и неоднозначности.
Образы комедии столь яркие и выразительные, что современные читатели находили в них несомненное сход­ство с реальными лицами. И все же герои ко­медии — это не портреты конкретных людей, иначе значение комедии ограничилось бы со­временностью. Автор изобразил не отдельных конкретных личностей, а создал типичные ха­рактеры из отдельных черт своих современ­ников. Прототипами героев были действи­тельно известные «живые московские лично­сти»: в образе Фамусова узнавали черты дяди Грибоедова, который любил указывать на себя как на образец для подражания. Хлестова имеет несомненные черты сходства с властной и влиятельной в высших московкругах аристократкой, которую описы­вал и Лев Толстой в «Войне и мире».
«Нестор негодяев знатных» списан с генерала, проме­нявшего четверых верных слуг на столько же борзых собак, о чем стало широко извест­но в обществе. Образ Чацкого имеет много общего с Чаадаевым - человеком выдающе­гося, независимого ума, благородной внешно­сти, ставшего, подобно главному герою коме­дии, в оппозицию к официальным кругам тогдашней России и несклонного поддержи­вать пустую светскую болтовню в дворян­ских салонах. «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии. В них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные — всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих дву­ногих собратий», — писал автор. Талант драма­турга проявился не в копировании живых лиц, а в придании выразительности, правдоподо­бия вымышленным персонажам. Это слож­ные, противоречивые люди со своими слабо­стями и пороками, достоинствами и доброде­телями.
Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных пер­сонажей, чтобы оттенить преобладающие чер­ты характера, но это не делает образы упро­щенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею, поэтому как ни низок и ничтожен, например, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремлен­но следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольст­вования Фамусова, призывающие к пресмыка­тельству перед сильными мира сего. Это укреп­ляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей. Софья вызывает сожаление слепой любовью к недостойному ее человеку, но и она порождение общества, пронизанного притвор-
ством и карьеризмом, поэтому, инстинктивно
защищаясь от его бездуховности, девушка
находит в далеких от жизни романах свой
идеал и переносит его в реальность. Ошибка
Софьи - не признак недостатка ума и при-
митивности а следствие поро-
ков социальной среды. Не менее наивен и человек с ос- трым умом, пылким сердцем и прекрасным образованием, преисполненный благородства и самоотверженности, пытающийся просве­тительскими призывами и гневными разоб­лачениями сломать устоявшуюся веками фи­лософию чинопочитания и бездумного на­слаждения жизнью. Столь же простодушным выглядит он и в отношениях с Софьей, рас­считывая на ее проницательность и душевную тонкость в оценке собственных достоинств, не замечая полную сумятицу в чувствах ге­роини, несовместность ее книжных представ­лений с реальностью. Все герои не однолинейны, состоят не из одних пороков или одних добродетелей, а яв­ляются сложными, противоречивыми, дина­мичными персонажами, проявляющими на про­тяжении драматургического действия раз­ные черты. Создание сложных характеров, носящих общечеловеческие черты и облада­ющих индивидуальной выразительностью, самобытностью, делает комедию актуальной на все времена. Грибоедов исторически верно и художе­ственно убедительно воплотил основной кон­фликт эпохи — борьбу лагеря крепостников, всеми силами защищающих свои социальные привилегии, и передовой дворянской молоде­жи, проникнутой свободолюбивыми настрое­ниями, стремящейся к демократическому преобразованию общества на условиях соци­альной справедливости.
Однако комедия ни­когда бы не приобрела той жизненной досто­верности, которой она поражает до сих пор, если бы изображенный в ней конфликт не был связан с вечными человеческими чувст­вами. Общественный конфликт, глобальное социальное противостояние накладывается на интимные героев. Психологи- ческая любовная интрига является пружи­ной движения сюжета. «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчаливым и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех коме­дий, когда первая прерывается, в промежут­ке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыг­рывается в общую битву и связывается в один узел».
Композиция «Горе от ума» отличается ес­тественностью, простотой и ясностью. Общест­венная борьба между Чацким и фамусовским обществом — сверхзадача драматурга — воплощается в произведении в неразрывной связи с личными переживаниями героев. Об­щественная драма Чацкого без сопутствующей ей личной драмы выглядела бы натянутой, не­естественной. А любовные переживания глав­ного героя без отражения его борьбы за торже­ство своих политических идеалов значительно обеднили бы его образ и драматургический на­кал произведения в целом.
Чацкий не мог бы ограничиться личным счастьем, как и все дека­бристы, на фоне эгоистической роскоши одних при нищете и угнетенности других, поэтому любовная драма была предопределена: он мог быть счастлив только с женщиной-единомыш­ленником. Однако на такое самопожертвова­ние, открытый конфликт со своей средой Со­фья не способна. Личная драма героя усугуб­ляет и обостряет его разрыв с фамусовским обществом, придает эмоциональную насыщен­ность и психологическую достоверность кон­фликту. Яркая портретность, неповторимая инди­видуальность персонажей комедии связана не только с выразительными чертами харак­тера, но и со своеобразной речевой характе­ристикой героев. Речь персонажей необычай­но типична, колоритна, характерна.
Грибоедов боролся с обезличенным светским языком легких любовных комедий и с архаической книжной речью, смело вводя в комедию жи­вую разговорную речь, разрушая каноны классицизма. В речи героев «Горе от ума» смешаны различные «штили», причем для каждого из персонажей автор выбирает та­кие слова и выражения, которые в большей степени выражают характер героя, особенно­сти ума, образования и положения в общест­ве. Чацкий — настоящий художник слова, его речь живописна и разнообразна. Она во­площает эмоциональные и лексические осо­бенности языка передовой дворянской моло­дежи своего времени.
Чацкий высмеивает плохое знание фамусовским обществом род­ного языка и преклонение перед француз­ским: «Господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским?» Скалозуб говорит грубоватым языком военного, со спе­цифическими терминами и фразами, напоми­нающими военные приказы: «Учить по-наше­му— раз, два». Речь Молчалина, напротив, от­личается гладкостью, почтительностью, обез­личенной литературностью: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Разговорная речевая стихия комедии от­личается точностью, образностью. Не допус­кая грубости просторечия, драматург обога­щает литературный язык. Воспроизведение живой речи, точность в выборе слов поражали современников.
Образность стиля потрясает: «О стихах я не говорю: половина — должны войти в пословицу», — писал Пушкин. Разу­меется, большая часть афоризмов принадле­жит Чацкому. Уже первые реплики героя: «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», «блажен, кто верует, тепло ему на свете!» — стали крылатыми выражениями. Многие слова героев органично вошли в нашу повседневную речь. «Горе от ума» — самобытное, выдающееся произведение русской литературы с вырази­тельными характерами, яркой речью персона­жей и острыми проблемами, актуальными и в наше время.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1197 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель, без регистрации, банк сочинений | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0