Поэма
«Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в поэзии Некрасова. Она
стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.
Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие
его использованы высшие его художественные
достижения.
Некрасов
не только создал особый жанр социально-философской
поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину
России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам», то
есть сразу после реформы 1861 года, поэму освобождающемся, возрождающемся
народе, Некрасов значительно расширил первоначальный замысел. Поиски «счастливцев»
на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не
только результаты отмены крепостного права.
но и
саму философскую природу понятий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо
вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и
увидеть будущее народа.
Принципиальная
новизна жанра объясняет фрагментарность поэмы, построенной из внутренне
открытых глав. Объединенная образом-символом дороги, поэма распадается на
истории, судьбы десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом
песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве своем, они
составляют судьбу русского народа, его исторический путь от рабства к свободе.
Именно поэтому лишь в последней главе появляется образ «народного заступника»
Гриши Добросклонова — того, кто поведет людей на волю.
Авторская
задача определила не только жанровое новаторство, но и все своеобразие поэтики
произведения. Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и
образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на фольклорной основе. В
«Кому на Руси жить хорошо» в той или иной степени «задействованы» все основные
жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.
Каково
же место и значение фольклора в поэме? У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы,
своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное
отличие фольклора от художественной литературы — отсутствие в нем авторства:
народ слагает, народ рассказывает, народ слушает и обращается к фольклору,
когда необходимо глубже проникнуть в суть общенародной морали; когда само
произведение обращено не только к интеллигенции, но и к народу. Обе эти задачи
ставил перед собою Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Поэма
написана «свободным» языком, максимально приближенным к простонародной речи.
Стих поэмы исследователи называют «гениальной находкой» Некрасова. Свободный
и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро
передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость, афористичность
и особые поговорочные обороты; органически вплести в ткань поэмы деревенские
песни, поговорки, причитания, элементы народной сказки (волшебная скатерть-самобранка
потчует странников); искусно воспроизвести и задорные речи подвыпивших на
ярмарке мужиков, и выразительные монологи крестьянских ораторов, и
вздорно-самодовольные рассуждения самодура-помещика.
Красочные
народные сцены, полные жизни и движения, множество характерных лиц и фигур —
все это создает неповторимое многоголосие некрасовской поэмы, в которой как бы исчезает голос самого
автора, а вместо него слышны голоса и речи бесчисленных его персонажей. |