О, я хочу безумно жить:
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
А. Блок
Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Это
великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством
поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала:
"Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и
человек-эпоха".
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой
бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах
и поэмах.
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть. |
Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика,
публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в
непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился
связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно,
поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и
качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен.
Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских
течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего
времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы
символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике
символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально
выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой
жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи. |
В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые
поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы,
говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать
для лего бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому
примеры мы находим в стихотворениях цикла о Прекрасной Даме,
"Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает
многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому
переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних
стихотворениях, например в "Незнакомке", перед нами один символический
ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные",
скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В
позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ
трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с
другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой
дымки: "твое лицо в простой оправе". Детали, связанные с миром
повседневности, символически обобщены: "я бросил в ночь заветное
кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В
стихотворении упоминается единственная деталь туалета — "синий плащ".
Его не просто надевает любимая — в него "она печалью завернулась".
Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В
этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни
таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", — уход
любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения
приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой,
символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
("На поле Куликовом") |
Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта
проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль
Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и
перепланировка элементов самых различных стилей: от
романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс
психологическим содержанием и создал его как явление не просто
"цыганщины", а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
("Ты — как отзвук забытого гимна...") |
Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:
Отложила молодица
Зимнюю кудель...
Поглядеть, как веселится
В улице апрель!
Раскрутился над рекою
Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою
Задышал туман.
(Из цикла "Ненужная весна") |
Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным
принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком
построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и
конца. Нас всех подстерегает случай...» Или: «Он, утверждая, отрицал, И
утверждал он, отрицая...»
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
("На железной дороге") |
Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие"
(вагоны I и II классов), "зеленые" (вагоны III класса). Здесь "желтые и
синие" олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к
окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и
ответственная роль: "Три дела возложены на него: во-первых — освободить
звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во—вторых —
привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту
гармонию во внешний мир".
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя
энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные
музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти
ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир
великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество. |