И. С. Тургенев отразил в
своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя
социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей
разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено
либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого
является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт
переломного в жизни России времени во всей его полноте,
Тургенев сталкивает этих двух героев.
«Кто есть Базаров?» — спрашивают
Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист»».
Взгляды «нигилиста» и Павла
Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они
почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет
гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию:
«А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще
будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кирсанов.
Давайте ближе познакомимся с
главными героями романа. Павел
Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус.
Внешне это человек с красивым лицом, юношески
стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в
деревне у брата, Павел. Петрович сохранил аристократические привычки (носил
английский костюм и лаковые полусапожки). Базаров — внук
дьячка, сын уездного лекаря. В этом
человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто.
Походка Базарова «твердая и стремительно
смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев
подчеркивает его интеллектуальное начало.
Каково же мировоззрение этих
героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными
достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»),
т. е. нравственные нормы,
выработанные аристократами, — опора человеческой личности.
Кирсанов считает, что без
принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что
принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного
представителя аристократического общества проходит в праздности.
В отличие от него Базаров
принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В
теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»). Непрерывный труд на
благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает
характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним
возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает в
Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова
являются его атеизм и материализм.
В спорах с Павлом Петровичем
Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он
отрицает, последовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной
позиции, что и явилось основой неприязни героев. Молодежь пришла разрушать и
обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или,
выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит
Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.
При
некоторой внешней
схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они
расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным
дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни,
умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ что,
когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что
ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и
называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел
Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что
«грубейшее суеверие его душит».
Они спорят также о поэзии,
искусстве, философии. Базаров поражает и
раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности,
всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать
Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою
— нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую»,
а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит
Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.
Максимализм Базарова,
полагающего, что можно и нужно во всем
полагаться только на собственный опыт и
собственные ощущения, приводит к отрицанию
искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и
художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература,
и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм»,
«чепуха». Базарову казалось кощунственным «толковать» об искусстве, тельном
творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».
В спорах Павла Петровича
Кирсанова и Базарова хочется занять
сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в
чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение,
имеет преимущества: ему присуши новизна мыслей, высокая работоспособность,
самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди.
(Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе
доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для
наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства,
выставленного преувеличенно комическим».
И Павел Петрович Кирсанов, и
Базаров показаны Тургеневым как
незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух
разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократического и
революционно-демократического.
Именно поэтому возникший
между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам
животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и
дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России
времени.
|