Россия! Кто ты? Марево иль путь? Куда же мне, куда теперь идти? С.А. Есенин В общении из крестьянской семьи, Есенин глубоко впитал в себя атмосферу родного края и отразил ее в своих стихах: Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной... В общении с природой, со всем, что его окружало, поэт переживал то радость, то горечь, то сожаление, то успокоение, то грусть. Противоречив и характер лирического героя. Он ощущает то неудовлетворенность жизнью, то тихую умиротворенность, то вспышки самых буйных сил. Чувство горестного недовольства судьбой иногда прорывается в бунт, в настроение бродяжничества, хулиганства: «Покину хижину мою, уйду бродягою и вором». В стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» он ополчается на самого Бога, грозя ему ножом из голенища: Сшибаю камнем месяц И на немую дрожь Бросаю, в небо свесясь, Из голенища нож. М. Горький объяснил эти мотивы конфликтом, столкновением крестьянского поэта с капиталистическим городом, который встретил поэта, «как обжора встречает землянику в январе. Мне кажется, хулиганил он из отчаяния, из предчувствия гибели, а также из мести городу». Октябрьскую революцию Есенин изобразил в стихотворении «Преображение», которое написал в ноябре 1917 года. Революция здесь названа «светлым гостем», представлена началом великого изобилия. «Словно ведра, наши будни он наполнит молоком». Однако в реальной жизни изобилия не было. В автобиографии Есенин отметил, что принимал революцию «по-своему, с крестьянским уклоном». Многое и вовсе не принимал. Все это послужило причиной духовного кризиса, пережитого поэтом в годы военного коммунизма. Есенину было жаль патриархальности русской деревни, на которую покушался социализм. В стихотворении «Иорданская голубица» деревенское прошлое дано в образе плывущего по небу впереди гусиной стаи, убивающегося от тоски лебедя. Поэт с горечью вопрошает: Не ты ль так плачешь в небе, Отчалившая Русь? Поэту казалось, что новая жизнь, при которой родные поля оглашаются звуками «железного коня», нарушает извечную гармонию человека с природой. Однажды из окна вагона он увидел маленького жеребенка, который бежал изо всех сил, боясь отстать от поезда. Этот случай послужил толчком к написанию поэмы «Сорокоуст», где образ жеребенка символизировал старую деревенскую жизнь. Многое в мировоззрении поэта изменила его поездка в Америку. До чего ж не понравились ему ни Европа, ни Америка! «Что сказать об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом?.. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет», — писал он. Возвращение на Родину стало праздником. Есенин уже не возражает против индустриализации, хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь». Он признает необходимость перемен, но самому себе не находит места в новой жизни: Цветите, юные! И здоровейте телом! У вас иная жизнь, у вас другой напев. А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев. Печаль поэта обращена внутрь — к своей душе, к своим прежним не до конца перегоревшим чувствам: привязанности к избяному миру, к первозданной природе, «к тем полям, что когда-то любил». Не могла пройти бесследно для поэзии Есенина и его неудавшаяся личная жизнь. Лирика Есенина автобиографична. В ней и жизнь поэта, и радость, и печаль. В последних своих стихах он размышляет о прожитой жизни. Стихи эти можно условно назвать зимними, так много в них образов русской зимы: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? Сергей Есенин, этот чародей русской лирики, оставил нам изумительные стихи, которые учат любить все живое и всегда оставаться людьми. ВАРИАНТ 2 Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни,
корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических
символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у
Есенина обитают в реальном мире.
"В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным
образом обратить внимание на лирическое чувствование..." Этим
"лирическим чувствованием" проникнуто все творчество поэта.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
("Осень")
В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая
таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь
символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у
Есенина не просто дерево, а "дерево жизни". Об этом поэт пишет в статье
"Ключи Марии". Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в
единении с ним. "Я" героя растворяется в природе, сливается с ней.
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив
родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как
большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а
Богородицей.
Идет возлюбленная мати
С пречистым ликом на руках.
"Письмо к матери" — это письмо к родине, которую оставляет герой.
Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет,
запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше "есть
знак устремления". Хата же, таким образом, уподобляется колеснице,
появляется движение, развитие.
Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их
оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское
чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному.
Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о
приближении праздника ("Пахнет яблоком и медом..."). Эта строчка ясно
говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается
праздничное настроение.
Отношение лирического героя к реальности выражается также через
олицетворение природы: "Пригорюнились девушки-ели", "плачет метель, как
цыганская скрипка", черемуха "спит в белой накидке"... Лирический герой
тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: "Я последний
поэт деревни..."
Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно
Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между
городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.
Да, теперь решено без возврата,
Я покинул родные поля.
И вот "поэт деревни" становится лишь "захожим богомольцем". Герой
уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение
невозможно. "Заблудший сын" возвращается на пепелище. Герой переживает
мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция.
Углубляется конфликт между живым и "железным". Герой пытается принять
новую родину, переосмыслить для себя значение революции.
Приемлю все.
Как есть, все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу Октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого
сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое
начало, с другой стороны — свежесть. С образом революции связан образ
Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает
образ Спасителя, Спаса.
Народ стонал.
И в эту жуть
Страна ждала кого-нибудь.
И он пришел.
Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление,
но внутренне он не может согласиться с переменами. "Я" героя как бы
раздваивается, разрушается. "Конь стальной победил коня живого". В этом и
состоит трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.
Путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические
строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и
мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую,
драматичную эпоху первой четверти XX века.
|