В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в
душевной пустыне, и жил в ней, и сам себя на нее обрекал, и не мог из
нее выбраться. Среди отчаянной пустоты тон жизни, которой он жил,
оставалось одно: сохранить то, что старался уничтожить в своих подданных
Николай I, - свободу мысли и духа. Сохранить интерес к людям. Пытаться
понять их души, их трагедию. Это он и делал всю свою жизнь.
Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог»:
- Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
- К чему глубокие познанья, жажда славы,
- Талант и пылкая любовь свободы,
- Когда мы их употребить не можем?
Эти строки можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Лермонтова.
Среди его ранних стихов немало наивных, несовершенных, просто слабых, но
во всем, что он писал в юности, уже видна его личность; виден рано
сформировавшийся и рано отчаявшийся человек.
- Мы, дети севера, как здешние растенья,
- Цветем недолго, быстро увядаем…
- Как солнце зимнее на сером небосклоне,
- Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
- Ее однообразное теченье
- И душно кажется на родине,
- И сердцу тяжко, и душа тоскует
Лучшие люди поколения Лермонтова действительно «цвели недолго». Погиб
от чахотки отданный в солдаты поэт Полежаев, рано умерли
Белинский, Станкевич, Грановский, и сам Лермонтов не дожил до
двадцати восьми лет. «После декабристов, - пишет Герцен, - все попытки
основывать общества не удавались действительно; бедность сил, неясность
целей указывали на необходимость другой работы - предварительной,
внутренней». Эту «предварительную, внутреннюю работу» выполнял
Лермонтов. В его стихах поколение осознавало и начинало понимать свою
трагедию:
- Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
- Средь бурь пустых томится юность наша,
- И быстро злобы яд ее мрачит,
- И нам горька остылой жизни чаша,
- И уж ничто души не веселит.
Так кончается стихотворение «Монолог», написанное пятнадцатилетним
мальчиком. Это не обычный юношеский пессимизм; Лермонтов еще не умел
объяснить, но уже заметил и понял, что человек не может быть счастлив,
лишенный возможности действовать. Через десять лет после «Монолога» он
напишет роман «Герой
нашего времени», где объяснит психологию своего поколения и покажет
безысходность, на которую обречены его сверстники.
С тех пор, как пятнадцатилетний мальчик признался: «В уме своем я
создал мир иной» - до выстрела Мартынова прошло всего двенадцать лет. В
них уместилась вся литературная жизнь Лермонтова. Сотни стихов, поэмы,
драмы, повести, роман - все написано за эти двенадцать лет. И всюду - в
стихах, в драматургии, в прозе - перед нами сам автор. Когда начинаешь читать
подряд сочинения Лермонтова,
обнаруживаешь, что он часто повторял, переносил из одного стихотворения в
другое целые строфы, даже страницы. Например, «Желанье», о котором мы
уже говорили: «Отворите мне темницу» - написано в 1832 году, а в 1837 -
«Узник», с тем же началом. В поэме «Измаил-Бей» есть две песни: одна из
них, иначе обработанная, позже войдет в «Бэлу», другая почти дословно
повторится в поэме «Беглец». Арсений из поэмы «Боярин Орша» почти
полностью произносит будущую исповедь Мцыри:
- Ты слушать исповедь мою
- Сюда пришел! - благодарю.
- Не понимаю, что была
- У вас за мысль? - мои дела
- И без меня ты должен знать,
- А душу можно ль рассказать?
- Эти повторения смущают нас: как же так?
- Зачем он переписывал сам себя?
Он не переписывал. Он готовился. Многие его стихи, и целые поэмы, и
целые пьесы - это как бы наброски, может быть, даже черновики его
будущих произведений. Некоторые из них он успел написать: поэмы «Демон»,
«Мцыри», роман «Герой нашего времени». Но многие его книги не написаны и
не будут прочитаны нами никогда. Почти всегда он писал о себе - и в то
же время всегда готовился написать не о себе. О человеке своего
поколения. О герое своего времени. И, может быть, вся его поэзия - подготовка к непостижимому подъему
на вершину его прозы. Опыты драматургии, первые прозаические
произведения - это тоже подготовка, тоже наброски, эскизы, подход к
будущему герою романа.
|