Принято
считать, что в романе «Война и мир» у Толстого одна любимая героиня — это
Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле
прекрасна и непредсказуема. Прототипом Наташи послужила обворожительная Т. А.
Берс, которая очень нравилась Толстому. Но в ряду героинь романа есть еще одна
героиня, которая не менее дорога автору. Это княжна Марья. Она тоже имеет
свой прототип. Прототипом княжны Марьи была мать Толстого.
Писатель
не помнил своей матери, в доме даже не сохранились ее портреты, но он создал в
своем воображении ее духовный облик. «Я молился ее душе», — говорил Толстой.
Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Марью в разряд любимых героинь.
Они такие разные — Наташа и княжна Марья, но обе прекрасны, каждая по-своему —
хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья
Болконская.
Наташа
выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем,
и всех детей. Но она была всеобщей любимицей в доме, и это наложило отпечаток на
ее характер. В романе показана вся семья Ростовых. Но Наташа отличается и от
Пети, и от Веры, и от Сони. Она очень близка к брату Николаю и очень непохожа
на него. Наташа лучше, чем Николай, разбирается в его любви к Соне, и она
готова пожертвовать всем для Сони. Она хорошо понимает и переменчивые
настроения брата, и нерасположение к Соне своих родителей, и ее слепую
преданность Николаю.
Нет
ничего общего у Наташи и со светскими дамами. В романе они показаны как интриганки
и сплетницы. Создается такое впечатление, что Наташа не воспитывалась в светской
среде. И тем не менее Толстой специально показал дворянку, которая так близка
к простым людям и так противопоставлена всему дворянству. Образ Наташи действительно
очень много вобрал в себя народного. Автор любуется этим и подчеркивает это в
Наташе, Вспомним сцену охоты, когда дядя удивляется, что эта «графинюшка» так
много имеет в себе того неповторимо народного, что роднит ее с простыми людьми.
Наташа
в любой обстановке становится желанной и своей. В семейном кругу, в дворянском
салоне она покоряет всех своей свежестью и чистотой. В передней она тоже
пробует силу своей невинной привлекательности. «Никто в доме не рассылал
столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно
видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она как будто пробовала, не
рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди так
не любили исполнять, как Наташиных».
Автор
показывает Наташу в многих сложных жизненных ситуациях. И из всех них она
выходит победительницей. Толстой никогда не осуждает свою героиню, сколь бы
опрометчивыми ее поступки не казались. Это можно сказать и о ее
взаимоотношениях с Анатолем Курагиным. Наташа увлекается Анатолем не вдруг. На
ее долю выпали тяжелые испытания. Казалось, что после сговора князя Андрея с
Наташей все идет к благополучному концу. Княжна Марья любит Наташу и готова
убедить отца в том, что брат будет счастлив в браке с нею, скоро должен
приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и Андрея довольно сложная, да и мать
Наташи чувствует в Андрее чужого человека. Наташе жаль упущенного времени,
ведь она могла любить и быть любимой. В это время, когда ей так нужна
поддержка родных и близких, Наташа остается одна. Наташа увлеклась Анатолем,
думая, что он честен и благороден. Ее чистая душа не допускает подлости и в других
людях. Она попала в капкан, ловко замаскированный курагинской компанией. И все
же Наташа достойно выдержала испытание. Может быть, один только Пьер и понимал
до конца всю драматичность того, что происходило с Наташей.
Наташа,
спору нет, попросту восхитительна. Ее энергия, задор, любовь ко всему живому
притягивают людей. За это и любит ее Толстой.
Но
он любит и княжну Марью, натуру прямо противоположную Наташе. Она существует в
ином измерении, нежели Наташа.
Наташа
может быть прекрасной, может быть «совершенно дурною», когда плачет, но княжна
Марья «всегда хорошела, когда плакала», Толстой мало описывает ее внешность,
так как это для него неважно. Она прекрасна своей духовной красотой. Она как бы
незримо сравнивается с Наташей, но от этого ничуть не проигрывает. Светским
щеголям Марья казалась «дурною». Да и сама она считала себя некрасивой, когда
смотрелась в зеркало. Анатоль Курагин, увидев
в первый раз Наташу, отметил красоту ее волос, плеч, глаз. У Марьи не было Наташиной
красоты. Да и если бы была, заметить ее было бы
довольно сложно, ведь Марья никуда не выезжала, не посещала светские рауты,
жила затворницей. В этом отчасти был виноват ее отец, старый князь Николай
Болконский. Болконский любил дочь, но
замучил ее придирками. Он постоянно от нее чего-то требовал. Княжна Марья
очень умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентричное поведение
отца и никогда ему не перечит. И она любит, искренне любит отца. Кажется, что
Марья способна любить всех, все человечество в целом. Ее любовь такова, что
все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней.
Марья удивительным образом воздействует на людей, рядом с ней даже самый
законченный эгоист становится добрее и лучше. Княжна Марья ни на кого не
обижается. Она прощает свою компаньонку, хотя и перестает пускать ее к себе,
когда узнает о ее связи с французским командованием.
В
то же время, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном ожидании
любви и семейного счастья. Ведь в ее затворничестве виноват
отец. Не веря в любовь, в искреннее чувство между мужчиной и женщиной, в
прочность брака, он не разрешает ей выезжать в свет. Отец эгоистично считает,
что для продолжения рода достаточно одного Николеньки — сына Лизы и Андрея,
тем самым обрекая дочь на одиночество.
Княжна
Марья очень религиозна, что является предметом постоянных насмешек ее отца.
Даже брат довольно скептически относится к ее суждениям на эту тему. Но в романе
именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире. Она пишет в письме
Жюли, что война — это знак того, что
люди
забыли Бога. Позже к этой же мысли придет и Андрей. Но поймет он это только
после Аустерлица. Княжна Марья предсказывала Андрею, что он поймет, что есть
«счастье прощать». И он, переживший войну, повидавший счастье и горе,
составляющий законы для России, философствующий с Кутузовым, позже осознает,
что права была его младшая сестра, над которой он насмехался и называл ее
«плаксой». Вспомним эпизод, когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна
княжна
Марья верила, что он не погиб. Она постоянно молилась за Андрея, может быть,
этим самым и спасла его. А какое надо иметь мужество, чтобы отправиться в
далекий путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались отряды
мародерствующих французов. Толстой наделяет свою героиню даром
предвидения. Это доказывает следующий
эпизод. Княжна Марья опять же в своем письме к Жюли высказывает свои опасения
за Пьера. Она предчувствует, что с ним может случиться что-то нехорошее,
особенно теперь, когда он богат. Ее опасения сбываются.
Верное
и правильное понимание людей помогли ей вовремя оценить сущность Анатоля
Курагина. Наташа ошиблась в нем, а княжна Марья нет. Наташа
своевольна — княжна Марья покорна. Марья, что бы ни случилось, несет свой
крест, а Наташа не умеет страдать. Но она тоже научится этому, позже, у постели
умирающего Андрея.
Княжна
Марья и Наташа Ростова — две разные натуры. У них разные жизненные пути, на их
долю выпали разные испытания.
Но
у них одинаковый финал — они счастливы. Наташа, пройдя через все испытания и
разочарования, выйдет замуж за Пьера, у них родятся дети. Теперь это зрелая женщина,
для которой муж, дети и пеленки важнее всего на свете. Княжна Марья выходит
замуж за Николая Ростова. Толстой наделяет этих
двух своих героинь — Наташу и Марью — тем, что по его мнению, составляет
истинное счастье всех женщин — семьей.
Сравним,
Элен Курагина, которая где-то от чего-то умерла. Автор даже не интересуется
причиной и обстоятельствами ее смерти.
Соня
— «пустоцвет», она навсегда осталась одинокой. Даже добрая и верная «маленькая княгиня»
Лиза обречена в романе на трагическую смерть. Счастливы только Наташа и Марья.
Это дает нам полное право считать их любимыми героинями Толстого.
|