Вариант
1
Поэма
«Кому на Руси жить хорошо» — вершина творчества Некрасова. Это произведение
грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет
поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь
крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся
России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни
счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и «рабы». О последних
хочется поговорить отдельно.
Наряду
с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись
со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный — «холоп
примерный». Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством
у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по
положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино:
У
князя Шереметьева
Я был
любимый раб,
Жена —
раба любимая...
Он
молится:
Оставь
мне, Господи,
Болезнь
мою почетную,
По ней
я дворянин!
Близки
к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным,
а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на
руку нечист.
Работать
не работает,
С
цыганами вожжается,
Бродяга,
коновал!
Среди
крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих
товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали
во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах,
Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай
служба -должность подлая!..
Гнусь
человек! —
Не
бить его,
Так уж
кого и бить?
Жадный
староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о
крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках». Рассказ дается в подтверждение мысли:
Велик
дворянский грех!
Велик,
а все не быть ему
Против
греха крестьянского.
Грех
предателя — самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не
прощается.
Ой
мужик! мужик!
Ты
грешнее всех…
Для
чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Этим он дает понять,
что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких
пьяниц и разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861. года не
улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра
ты, царска грамота,
Да не
про нас ты писана...
На
примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других
героев поэмы Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало
холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского
положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт
написал с надеждой:
Рать
подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.
Вариант 2
Некрасов
писал поэму «Кому на Руси жить хорошо» в течение двадцати лет, собирая
материал для нее буквально «по словечку».
Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей
жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные
слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору
это удалось.
В
поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и
состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним.
Прежде чем рассказать о «людях холопского звания», изображенных в поэме, нужно
отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас
рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами
по убеждению.
Яков
Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку
кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы
холопов не только по положению, но и по своей
психологии. Такой и дворовый князя, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.
У князя Переметъева
Я был
любимый раб,
Жена-раба
любимая...
Он
молится:
мне,
Болезнь
мою почетную,
По ней
я дворянин!
Близки
к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом
недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:
Был
Клим мужик: и пьяница,
И на
руку нечист.
Работать
не работает,
С
цыганами вожжается, -
Бродяга,
коновал!
Среди
крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был
Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни
появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает
по поводу Егорки Шутова:
Ай
служба — должность подлая!..
Гнусь
человек —
Не бить его,
Так уж
кого и бить.
Жадный
староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о
крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки «О двух великих..."
Велик дворянский грех!
Велик,
а все не быть ему
Против
греха крестьянского.
Грех
предателя - самый тяжелый:
Все
прощает Бог,
А
Иудин грех не прощается.
Ой
мужик! Мужик!
Ты
грешнее всех,
А за
что тебе вечно маятся!
Показав
в своей поэме немало «людей холопского звания» среди крестьян, Некрасов тем
самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов,
либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже
всего — предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное
право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь
по-прежнему бесправными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы
прокормиться... Недаром они говорят о реформе:
Добра
ты, царска грамота,
Да не
про нас ты писана...
Некрасову
же видится такое счастье для русского народа:
Не
надо мне ни серебра,
Ни
золота, а дай Господь,
Чтоб
землякам моим
И
каждому крестьянину
Жилось
вольготно, весело
На
всей святой Руси!
На
примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей
Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих
людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся
с такой участью. Недаром поэт написал с
надеждой:
Рать
поднимается
Неисчислимая,
Сила в
ней скажется
Несокрушимая. |