Красивое название "серебряный век" заставило меня обратиться к
русской поэзии конца XIX — начала XX столетия. Этот удивительный мир
поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на
стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику
символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный
взгляд на окружающую действительность и самого себя. Первым поэтом,
открывшим мне неповторимый мир "серебряного века", стал К. Бальмонт. За
удивительную музыкальность стиха его называли "Паганини русского стиха".
Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах
Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
Мечта, тени, угасавший день, попытка поймать то, что ушло, остановить
время — эти образы помогают поэту выразить мысль о том, что бытие — это
лишь тень, а значит, не нужно жалеть об оставленном и ждать будущего.
По-моему, читая Бальмонта, убеждаешься в верности старой истины о том,
что человек — это целый мир, который интересен сам по себе. В
стихотворениях этого замечательного поэта все внимание сосредоточено на
его собственной душе, которая не ищет контакта с окружающим. В его
стихах передаются многообразные оттенки ощущений, переживаний,
настроений лирического героя.
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество -
Моя пустынная душа.
По-моему, вызов и бравада, звучащие в этих словах поэта, не могут
скрыть его крайнего одиночества. Создается впечатление, что Бальмонт
творит легенду о себе самом. Его часто упрекали в эгоцентризме, в
восторженном отношении к самому себе, к своей неповторимости,
избранности. "Не для меня законы, раз я гений", — писал Бальмонт. Но мне
думается, что это высокомерие одиночки — только поза, роль, которую
выбрал сам поэт и которую играл не всегда блестяще и убедительно. Ведь
холодный, надменный эгоист, вознесшийся над толпой, никогда не смог бы
написать таких глубоко человечных, выстраданных строк:
Я насмерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Я неразрывен с этим мирозданьем,
Я создал мир со всем его страданьем,
Струя огонь, я гибну сам, как дым.
Поэзия Бальмонта по-прежнему жива. Она волнует своей эмоциональностью, одухотворенностью, радостью бытия.
Романтизм мировосприятия характерен для другого замечательного
поэта "серебряного века" — Н. Гумилева. В отличие от Бальмонта Гумилев
всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими
картинами, за "маской конквистадора". Очень трудно, а скорее всего,
просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта.
Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов,
настроений, видения мира. В одном он — певец отваги, риска, смелости.
Его "Капитаны" — гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и
стихиям.
Быстрокрылых ведут капитаны -
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками:
Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
Стихотворение "Вечер" проникнуто настроением спокойной печали,
сожалением о том, что только во сне является поэту "обетованная страна —
давно оплаканное счастье". Но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти
всплывает прежде всего таинственное озеро Чад, на котором "изысканный
бродит жираф". Почему такой странный, непривычный образ так трогает,
завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в
которое нужно верить.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие той
серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в
которой мы живем. Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно
самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное,
поверить в его реальность. Но сделать это не под силу обычному
человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность,
рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и
ощутить красоту.
К миру прекрасного нас приобщает и поэзия А. Ахматовой, хотя в
ней нет экзотических картин, утонченности языка, изысканности стиля.
Несмотря на открытую обыденность и предельную простоту языка, ее стихи
поражают внутренней силой чувства и непосредственностью эмоций. При
мысли о поэзии Ахматовой сразу приходит слово "любовь". Встречи и
расставания, нежность и самоотверженность, рвущаяся из сердца радость и
тихая грусть — все эти разнообразные оттенки любовного чувства я
встретила на страницах ахматовских книг. Правда, любовь у поэтессы редко
бывает счастливой. Она несет с собой печаль, бесприютность, трагедию.
Но обратимся к стихам Ахматовой, которые гораздо лучше расскажут о
любви.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мои плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Жгучая мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной,
обостренное чувство фальши, разочарование в любимом человеке нашли свое
выражение в этом небольшом стихотворении. Любовная лирика Ахматовой
воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются человеческие
судьбы, отражаются все многообразные нюансы интимных отношений. Но чаще
всего это рассказы о "таинственных невстречах", "несказанных речах", о
ком-то "непришедшем", о чем-то невоплощенном. В стихотворении "Рыбак"
развивается тема предчувствия, ожидания любви. Первое, еще детское
чувство властно завладевает девочкой, "что ходит в город продавать
камсу".
Щеки бледны, руки слабы,
Истомленный взор глубок,
Ноги ей щекочут крабы,
Выползая на песок.
Но она уже не ловит
Их протянутой рукой.
Все сильней биенье крови
В теле, раненном тоской.
Лирика Ахматовой раскрывает не только ее духовную жизнь. Она
созвучна чувствам и переживаниям людей, жизнь которых осветила любовь,
даря и радость, и грусть, и волнения, и страдания.
Поэзия "серебряного века" открыла мне неповторимый мир красоты,
добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном,
заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя
жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя
первооткрывателем земли, где царит "союз волшебных звуков, чувств и
дум". |