Л.
Н. Толстой является великим реалистом. Из-под его пера вышла новая форма
исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями,
показан быт помещичьей России и мир аристократического общества, описаны
различные слои дворянства. Представителями передового, мыслящего дворянства являются
Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой
симпатией.
Впервые
Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер,
фрейлины императрицы. Описывая внешность князя, писатель много внимания уделяет
выражению скуки и недовольства на его лице: у него усталый скучный взгляд,
часто гримаса портит его красивое лицо. Андрей Болконский получил хорошее
образование и воспитание. Его отец — сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII
века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие
качества, как честь и верность долгу. Отправляя сына на войну (войну 1805—
1807 годов), старый князь говорит ему на прощание: «Помни одно, князь Андрей,
коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как
сын Болконского, мне стыдно будет».
Андрей
Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось
от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом»,
так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он
говорит Пьеру Безухову: «Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне».
И
еще: «Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг,
из которого я не могу выйти».
Князь
Андрей — богато одаренная натура. Его время — это эпоха Французской революции
и Отечественной войны 1812 года. Князь Андрей ищет смысл жизни: сначала это
мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит
героя к разочарованию. Вообще, история его жизни — это цепь разочарований:
сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности и, наконец, в
любви.
Далеко
не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а
Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для
Андрея всего лишь невестой, а для Пьера становится женой. В разговоре с Пьером
накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер
войны. Он говорит Пьеру о том, что успех сражения «никогда не зависел и не
будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше
всего от позиции». И отвечает Пьеру на его вопрос («от чего же?»): «От того
чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом
солдате». Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами
князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей
испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной:
«совершенно новым завистливым взглядом» он смотрит на «траву и полынь». И
потом, уже на носилках, его мысли о том, что ему отчего-то жалко расставаться с
жизнью, что-то было в этой жизни, чего он не понимал...
Глубоко
символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской
голубое, высокое небо, а под Бородином — близкая, но не дающаяся ему в руки
земля. В сознании умирающего князя Андрея небо и земля, смерть и жизнь борются
друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна — земная,
любовь к Наташе; другая — идеальная, любовь ко всем людям. И как только любовь
ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни,
освобождение и удаление от нее. Любить всех — значит не жить земной жизнью,
значит умереть.
Земля,
к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла,
оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны.
Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а
вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть
связана с особенностями характера и положения в мире людей. Его поманили,
позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности,
которые сделали судьбоносным 1812 год. |