Нет
величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л.
Н.Толстой
Великий
писатель и философ Лев Николаевич Толстой, справедливо полемизируя с учеными,
создавшими культ великой личности, исторического героя, по воле которого совершаются
мировые события, утверждает, что ход мировых событий предопределен свыше и влияние
личности на ход этих событий есть только внешнее, фиктивное. Все совершается
не по воле людей, а по воле провидения.
Это
означает, что Толстой старается опоэтизировать стихийные законы жизни. Он утверждает,
что все решают чувства, а не разум, что есть рок, судьба. Теория предопределенности,
фатализма, неизбежности исторических событий сказалась также и на трактовке образов
Кутузова и Наполеона. Личности в истории Толстой отводит ничтожно малую роль,
приравнивая ее назначение к назначению «ярлыка», то есть средства дать
наименование событиям, фактам и явлениям.
Наполеон
при жизни получает титул непобедимого и гениального полководца. Толстой
развенчивает Наполеона в нравственном плане, обвиняя его в отсутствии гуманизма
по отношению к простым солдатам и народу.
Наполеон
— захватчик, поработитель народов Европы и России. Как полководец, он является
косвенным убийцей многих тысяч людей. Государственная деятельность Наполеона
в этом свете постановки вопроса попросту была безнравственна. Европа не могла
никого противопоставить Наполеону, «никакого разумного идеала», и только
русский народ хоронит его сумасбродные планы завоевания мирового пространства.
Толстой пишет: «Вместо гениальности являются глупость и подлость, не имеющие
примера». Весь облик Наполеона ненатурален и лжив. Он не мог отвечать высоким
моральным требованиям, поэтому в нем нет и подлинного величия.
Воплощением
всего лучшего является Кутузов. Толстой отмечает в нем не только «мудрого
наблюдателя событий», но и талантливого полководца, руководившего самым главным
— моральным духом войска. Толстой пишет: «Долголетним военным опытом он знал и
старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со
смертью нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не
распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не
количество пушек и убитых людей, та неуловимая сила, называемая духом Противоречия
во взглядах Толстого изображении им Кутузова проявляются в том, что, с одной
стороны, Кутузов — мудрый, пассивный наблюдатель хода военных событий, руководитель
духа войска, а с другой стороны — это полководец, активно вмешивающийся в ход
военных событий. Кутузов предложил Наполеону генеральное сражение и при
численном превосходстве Наполеона одержал военную и моральную победу. Кутузов
на следующий день отдает приказ о контрнаступлении, чтобы поднять дух войска,
но потом отменяет приказ в целях сохранения армии и сил, И таких примеров
много.
После
изгнания Наполеона из России Кутузов подает в отставку, считая свою миссию выполненной.
Так реализм Толстого взял верх над путами его фаталистической философии и
художественно представил истинное лицо великого полководца, его кипучую
энергию, активное участие в ходе военных событий.
Война
приобретала всенародный, национальный характер, поэтому на посту главнокомандующего
должен был быть не иностранец (Барклай), а русский полководец — Кутузов. С
приходом его на этот пост русские воспрянули духом. Они даже сочинили
пословицу:
«Пришел
Кутузов бить французов». Превосходство русской армии в военном отношении и полководческий
гений Кутузова показали в 1812 году, что русский народ непобедим.
В
яркой пушкинской оценке личности великого полководца содержалось зерно замысла
образа Кутузова в романе Толстого. В русской армии жил неукротимый дух суворовской
«науки побеждать», были живы национальные традиции военной школы Суворова.
Солдаты вспоминают его и во время боя, и у костра. Как к оценке поступков отдельных
людей, так и к оценке исторических событий Толстой подходит с критериями добра
и зла. Развязывание войны он считает величайшим проявлением зла. «Мысль народная»
пронизывает и философские выводы Толстого, и изображение конкретных исторических
событий, исторических деятелей, и обрисовку рядовых людей, оценку их нравственного
облика.
Важнейший
вывод, который вытекает из художественных картин и теоретических рассуждений
писателя, — вывод о решающей роли народных масс в истории. Изображая войну
1805—1807 годов, Толстой объясняет причину поражения русских именно тем, что
солдатской массе неясен был смысл этой войны, чужды ее цели. Совсем по-иному
изображаются настроения армии в войне 1812 года. Эта война носила народный
характер потому, что русский народ защищал свой дом и свою землю. Подлинный
героизм, незаметный и естественный как сама жизнь, — это качество проявляется
и в боях, и в солдатских буднях, и в отношениях русских воинов друг к другу и к
врагу. Народ предстает перед нами как носитель высших нравственных ценностей.
Общие цели и общая беда сплачивают людей,
независимо
от того, к какому сословному кругу они принадлежат, поэтому лучшие национальные
черты русского человека выявляются во время всенародного бедствия.
В
«Войне и мире» воплощена подлинная народность — величайшее завоевание русской
классической литературы. О людях, о
жизни, об исторических событиях писатель судит с точки зрения интересов всего
народа, который является по существу главным героем его произведения. Стремясь
осмыслить закономерности человеческой жизни, исторического процесса, писатель
не только рисует живые картины, образы и судьбы людей, но и рассуждает как
философ, ученый-историк, говорящий на языке науки. Любимая мысль писателя
живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой
эпопеи.
|