Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 23.11.2024, 13:08:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

12:19:16
НАРОД В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Вариант 1
 В «Капитанской дочке» А. С. Пушкин со­здал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободо­любием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — каче­ства, сформированные многовековым рабст­вом. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.
Савельич — слуга молодого дворянина, Миронов — бывший солдат, получивший за храбрость в бою офицерское звание и долж­ность коменданта Белогорской крепости. Ка­залось бы, что у этих людей может быть общего? Но общее есть — отсутствие само­стоятельности. И Савельич, и Миронов при­выкли жить по давно заведенному уставу: беспрекословно подчиняться и безоговорочно выполнять указы, первый — помещика, вто­рой — правительства. Такой образ жизни представляется им единственно возможным: так жили их деды, так живут они, и только так должны жить их дети и внуки.
Люди, подобные Савельичу и Миронову, никогда не смогут воспротивиться власти, как бы ни было им тяжело. Наиболее запоминается образ Савельича. Читая повесть, я поражалась неподдельной привязанности этого дворового человека к своему хозяину, его смекалистости, уму, его чувству ответственности, и вместе с тем мне было до слез жалко Савельича: отдавая всю душу, всего себя боярскому дитяти, он редко когда слышал слова благодарности за свою добродетель, чаще — оскорбления и руга­тельства.
Впервые вырвавшись из-под опеки род­ных, Петр Гринев в первом же кабаке напи­вается до беспамятства да к тому же проиг­рывает в карты случайному человеку. Для Савельича это — удар, ведь он относится к Гриневу, как собственному ребенку, более того — в его руки вручили хозяева дальней­шую судьбу своего сына. А к порученному делу Савельич привык относиться очень от­ветственно, поэтому-то и старается он вну­шить молодому барину и своему воспитанни­ку, что так поступать — необдуманно. И что же слышит в ответ: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои... А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказыва­ют».
Оскорбление было таким тяжелым, что Савельич даже заплакал. Однако он помнил о своем долге сдерживать молодого барина, похоронив свою обиду, снова попытался об­разумить Гринева, на что получил еще более оскорбительное: «...подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». А эпизод с дуэлью. Узнав о том, что за­мыслили Гринев со Швабриным, Савельич, не раздумывая, мчится к месту дуэли, чтобы, если это потребуется, заслонить своего хозя­ина собственной грудью: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алек­сея Иваныча». А в результате ему не только не вынесли благодарность, а еще его и обви­нили: Гринев-младший за донос, Гринев-старший за молчание.
В этом эпизоде наибо­лее ярко и отчетливо проявляется драматизм положения простого человека: все его обви­няют, а он ни в чем не повинен. И в ответ на все оскорбления и ругательства — смирение, потому что это его удел. А почему, за что та­кой удел, Савельич не задумывается. Он уяснил только одно: главное в жиз­ни — добродетель. И этим одним он руковод­ствуется. Поэтому-то готов Савельич сунуть свою голову в петлю вместо Гринева. Только благодаря ему Гринев остался жив, но и тут Савельич не услышал от своего воспитанни­ка слов благодарности. И принял это как должное. Пугачева и его братию Савельич не при­емлет, называет его «злодеем» и «разбойни­ком». Он глух к провозглашенной мятежни­ками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. От этого Саве- льич выглядит еще более жалким: он на сто­роне тех, кто не ставит его ни в грош.
Что касается капитана Миронова, то этот «честный и добрый», скромный, готовый под­чиняться во всем жене, человек был мужест­венным солдатом. Ему свойственно чувство верности долгу, слову, присяге и, наоборот, противны измена и предательство. Именно в этих качествах проявляется его русская натура, русский характер. Миронов смел, но действует бессознательно. Выступая на борьбу с мятежниками, он ни разу не задал­ся вопросом: что это за борьба, откуда мя­тежники, почему мятежники. Миронов полу­чил приказ — и он с честью его выполняет. Правда, благородству у капитана Миронова стоит поучиться. Последние минуты его жиз­ни вызывают восхищение — он тверд и непо­колебим в своих ответах, он готов принять смерть, но изменить присяге и долгу — ни­когда. В этом тоже проявляется истинно рус­ская натура этого героя.
Показана в повести и та часть народа, что способна на протест. Это Пугачев и его со­братья. Сочувствуя их угнетенному и бес­правному положению, автор, однако, как противник всяких революций, не скрывает темных сторон восстания и поведения бун­товщиков: грабежи, жестокость народа и его предводителя в борьбе со своими мучителя­ми, возможность предательства Пугачева его же соратниками. Таким образом, в «Капитанской дочке» на примерах Пугачева и его единомышленни­ков, Савельича и Миронова Пушкин раскрыл глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в самодержав­ном крепостническом государстве.
 
Вариант 2
 В «Капитанской дочке» мы встречаем поис­тине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью прису­щи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Савельиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повес­ти разделяют глубоко драматичную, исполнен­ную острых противоречий судьбу народа в го­сударстве, где царит произвол. Очень притягателен в повести образ слу­ги Петра Гринева Савельича. Он выписан на­иболее полно и всесторонне.
Автор старается показать Савельича в разных жизненных си­туациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич забо­тился о маленьком барине, как о собствен­ном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был вы­писан для обучения француз. А когда Гри­нев достиг совершеннолетия и был отправ­лен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти. Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство от­ветственности, которое он проявляет по от­ношению к Гриневу, достойно восхищения.
Автор не скрывает своей симпатии к это­му герою. Доброта, простота, честность все­гда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Од­нако, уважая Савельича за человеческие ка­чества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы приви­вали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ре­бенку, Савельич редко слышал слова бла­годарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опе­ки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвеча­ет: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои... А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова; «Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.
Или другой пример. Узнав о дуэли, Саве-льич, не раздумывая, бежит к месту поедин­ка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же в ответ? Гринев не только не отблагода­рил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругав­шего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном пись­ме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — «ми­лостивым писанием»: «Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гне­ваться на меня, раба вашего... А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь раб­ски. Верный холоп ваш Архип Савельев».
Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не по­думает противиться или защищаться. Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сто­рону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятеж­никами вольности и судит о событиях с пози­ций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает. Савельичу, как и любому простому бес­правному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда... По-друго­му эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.
Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге че­ловек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского . характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: «Иван Кузьмич... был человек необра­зованный и простой, но самый честный и до­брый». По этой причине и приняли Мироно­вы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. От­туда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отли­чался от быта его родителей: капитан сохра­нил чувство меры и скромность своих пред­ков.
Измена и предательство противны нату­ре этого человека. И в этом также проявля­ется истинно русская душа капитана Миро­нова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, ни­сколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не прихо­дит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумыва­ется капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.
 Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразу­мие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, при­сущие этому пушкинскому герою и всем про­стым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, не­образованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Грине­ва не стреляться со Швабриным: «Вы с Алек­сеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?». Но кроме смирения в простом народе мо­жет возникнуть и противоположная реак­ция — бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пушкин никогда не был сторонником револю­ций, а считал возможным изменение общест­венного строя путем мирных реформ, и поэто­му он может оценить негативные стороны вос­стания: грабежи, насилие, жестокость.
Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают уни­женность своего рабского положения. Со скор­бью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы. . «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин предупреждает современ­ников о той кровавой анархии, которая гро­зит русскому государству, если крепостниче­ские порядки вынудят «черный народ» снова взяться за топор.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 910 | Добавил: tineydgers | Теги: Савельич, проза, крестьянские бунты, восстание Пугачева, повесть, Пушкин, капитан Миронов, История, капитанская дочка, народ | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0