"Война
и мир" — русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер
великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой,
стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод
быта, нравов, духовной культуры, верований и идеалов
народа. То есть главной задачей Толстого было раскрытие «характера русского
народа и войска», для чего он и использовал образы Кутузова (выразителя идей
народных масс) и Наполеона (человека,
олицетворяющего антинародные интересы).
Л.
Н. Толстой в романе изображает действительно великих людей, имена которых
помнят сейчас и будут помнить в
будущем. У Толстого был свой взгляд на роль личности в истории. У каждого
человека две жизни: личная и стихийная. Толстой говорил, что человек
сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения
общечеловеческих целей. Роль личности в
истории ничтожно мала.
Даже
самый гениальный человек не может по своему желанию направлять движение
истории. Ее творят массы, народ, а не отдельная личность, возвысившаяся над
народом.
Но
Лев Николаевич и не отрицает роли человека в истории, он признает обязанность
действовать в границах возможного за каждым. По его мнению, имени гения заслуживает
тот из людей, кто одарен способностью проникать в ход исторических событий,
постигать их общий смысл. Таких единицы. К ним и относится Михаил Илларионович
Кутузов. Он является выразителем патриотического духа и нравственной силы русской
армии. Это талантливый и, когда надо, энергичный полководец. Толстой подчеркивает,
что Кутузов — народный герой. В романе он предстает как истинно русский человек,
чуждый притворства, мудрый исторический деятель.
Главное
для Льва Толстого в положительных героях — связь с народом. Наполеон, который
противопоставляется Кутузову, подвергается уничтожающему разоблачению, потому
что он избрал для себя роль
«палача народов»; Кутузов же возвеличивается как полководец, умеющий подчинять
все свои мысли и действия народному чувству. «Мысль народная» выступает против
захватнических войн Наполеона и благословляет освободительную борьбу.
Народ
и армия оказали в 1812 году Кутузову доверие, которое он оправдал. Русский
полководец стоит явно выше Наполеона. Он не покидал свою армию, появлялся в
войсках во все важнейшие моменты войны. И тут мы можем говорить о единстве духа
Кутузова и армии, о глубокой их связи. Патриотизм полководца, его уверенность в
силе и мужестве русского солдата, передавались армии, которая, в свою очередь,
ощущала тесную связь с Кутузовым. Он разговаривает с солдатами на простом
русском языке. Даже возвышенные слова в его устах звучат буднично и противостоят
лживой мишуре фраз Наполеона.
Так,
например, Кутузов говорит Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг». А
Наполеон перед Шенграбенским сражением обращается к своим войскам с длинной
воинственной речью, обещая им неиссякаемую славу. Кутузов такой же, как и
солдаты. Можно сравнить его, когда он в походной обстановке называет обычного
солдата голубчиком, обращается к армии с простыми словами благодарности, и
его же, потухшего и безучастного, при парадной встрече с царем. Он верил в
победу над врагом, и эта вера передавалась армии, что способствовало подъему
настроения солдат и офицеров. Рисуя единство
Кутузова и армии, Толстой приводит читателя к мысли о том, что победоносный
исход войны определился прежде всего высоким боевым духом войска и народа, чего
у французской армии не было.
Наполеон
же не поддерживал свои войска в трудную минуту. Во время Бородинского сражения
он находился так далеко, что (как это и оказалось впоследствии) ни одно распоряжение
его во время сражения не могло быть исполнено. Наполеон — наглый и жестокий
завоеватель, действия которого нельзя оправдать ни логикой истории, ни потребностями
французского народа. Если Кутузов воплощает народную мудрость, то Наполеон —
выразитель ложной мудрости.
По
словам Толстого, он верил в себя, а весь мир верил в него. Это человек, для
которого интересно только то, что происходило в его душе, а остальное не имело
значения. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон жалок
в своем эгоизме. Он противопоставляет свое «я» истории и тем обрекает себя на
неминуемое крушение.
Отличительной
чертой характера Наполеона было также позерство. Он самовлюбленный,
самонадеянный, упоен успехом. Кутузов же, наоборот, очень скромен: он никогда
не кичился своими подвигами. Русский полководец лишен какой бы то ни было
рисовки, хвастовства, что является одной из черт русского национального
характера. Наполеон начал войну, жестокую и кровопролитную, не заботясь о
людях, которые погибают в результате этой борьбы. Его армия — армия
разбойников, и мародеров. Она захватывает Москву, где в течение нескольких
месяцев уничтожает запасы питания, культурные ценности... Но все-таки русский
народ побеждает. При столкновении с этой массой, поднявшейся на защиту Родины,
Наполеон из высокомерного завоевателя превращается в трусливого беглеца. На
смену войне приходит мир, а «чувство оскорбления и мести» сменяется
«презрением и жалостью» у русских солдат.
Противопоставляется
и внешность наших героев. В изображении Толстого у Кутузова выразительная фигура, походка, жесты, мимика, то ласковый, то насмешливый
взгляд.
Он
пишет: «...простая, скромная, и потому истинно величественная фигура не могла
улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми,
которую придумали». Наполеон же обрисован прямо-таки сатирически. Толстой
изображает его маленьким человечком с неприятно-притворной улыбкой (тогда как
о Кутузове пишет: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой
кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз»), с жирной грудью,
круглым животом, жирными ляжками коротеньких ног.
Кутузов
и Наполеон — антиподы, но в то же время оба являются великими людьми.
Однако,
если следовать теории Толстого, подлинным гением из этих двух известных исторических
личностей можно назвать лишь Кутузова. Это подтверждают слова писателя: «Нет
величия там, где нет простоты».
Лев
Николаевич Толстой правдиво изобразил русского и французского полководцев, а
также создал живую картину российской действительности первой половины XIX века.
Сам Толстой высоко оценил свое произведение, сравнивая его с «Илиадой». Действительно,
«Война и мир» является одним из самых значительных произведений не только русской,
но и мировой литературы. Один голландский писатель говорил: «Если бы Господь
захотел написать роман, он не смог бы этого сделать, не взяв за образец «Войну
и мир». Я думаю, с этой мыслью нельзя не согласиться. |