Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и
поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и
потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями
был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более
укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе,
обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина —
источник глубоких раздумий над многими социально-философскими
проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и
город, народ и отдельная личность.
Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил,
предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после
семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то
"новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало"
его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин
написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все
рушится... Конец всему".
Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий
быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный
Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо
Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь
советская":
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в
1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом
драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и
образы его лирики.
В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру
пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама
поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи,
борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и
эпическое начала.
Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через
судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название
говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне
исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и
многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с
весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину,
символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит
очевидным диссонансом на фоне времени.
В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие
начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом.
За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и
народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают
раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который
доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и
гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой",
приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве
леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и
расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:
В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.
Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан
местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных
стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский
революционер — "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..."
Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому
же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как
царь, стоит над народом:
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"
"Тараканье отродье!" — вот как обращается к народу герой, в
котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в
сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному
отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого
попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой
ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба
Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его
гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный
фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать
снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от
скорого суда добрым мельником.
Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе,
милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору
как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник
постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный
характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту,
чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.
Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским
фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие
связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно
выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской
классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого —
"счастливой были" — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка
в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же
героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину,
поражает своим христианским всепрощением:
Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...
Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни
ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает
она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы
Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью.
Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с
осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война
осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями:
мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье.
Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу
гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя
"сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:
..я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек! |