Вариант 1
В романе «Обломов» Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных и целеустремленных, а второй тип — для натур спокойных, ленивых, пасующих перед жизненными трудностями. Несомненно, автор для более точного изображения типов жизни, гиперболизирует черты характера и поведение героев, но основные жизненные устремления указаны верно. Можно сказать, что в каждом человеке живет и Обломов, и Штольц, но какой-то из этих двух характеров все-таки преобладает.
По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от его воспитания и наследственности. Итак, Обломов воспитывался в дворянской семье с патриархальными традициями. Его родители, как и деды, жили ленивой, беззаботной и беспечной жизнью. Им не нужно было трудиться: за них работали крепостные. При такой жизни человек погружается в беспробудный сон: он не живет, а существует. Ведь в семье Обломова все сводилось к одному: поесть и поспать.
Особенности жизни семьи Обломова повлияли и на него самого. И хотя Илюшенька был живым ребенком, постоянная опека матери, избавляющая его от возникших перед ним трудностей, слабохарактерный отец, безделье в Обломовке — все это не могло не сказаться на его характере. И Обломов вырос таким же сонным, апатичным, не приспособленным к жизни, как отцы и деды. Что касается наследственности, то автор точно уловил характер русского человека с его леностью, небрежным отношением жизни. Штольц же, напротив, вышел из семьи, принадлежавшей к наиболее бойкому и расторопному классу. Отец был управляющим богатого имения, а мать — обедневшей дворянкой. Поэтому Штольц обладал большой практической смекалкой и трудолюбием вследствие немецкого воспитания, а от матери к нему перешли богатые духовные задатки: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец научил его, что в жизни главное — деньги, строгость и аккуратность. И Штольц не был бы сыном своего отца, если бы не достиг богатства и уважения в обществе.
В отличие от русских людей, для немцев характерна чрезвычайная практичность и аккуратность, что постоянно демонстрирует Штольц. Так в самом начале жизни для главных героев была заложена программа: прозябание, сон —для Обломова, энергия и активная жизнедеятельность — для Штольца. Основная часть жизни Обломова прошла на диване, в халате, в полном бездействии. Несомненно, автор осуждает такую жизнь. Существование Обломова можно сравнить с жизнью людей в раю. Он ничего не делает, все ему приносят на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решать он не хочет, видит чудесные сны. Его выводит из этого «рая» сначала Штольц, а потом Ольга. Но Обломов не в силах вынести реальную жизнь и умирает. Ведь для жизни такого человека, как для содержания растения, нужны тепло, спокойствие, вкусная еда. Обломов в таких условиях живет привольно, а Штольц способен умереть без движения. Сидеть на месте он не может и постоянно путешествует. Он достиг всего из того, что он наметил. Такие люди всегда стоят на руководящих должностях. Их жизнь идет как по маслу. Если Штольц встречается с непреодолимой трудностью, то спокойно уходит в сторону. Если Обломов живет больше душой, чувствами, то Штольц разумом, у него ум властвует над сердцем.
В психологическом плане жизнь Обломова и Штольца также очень сильно отличается. Так, Обломов находится в бездействии, и постоянно мучается из-за того, что ничего не может сделать. Штольц же, напротив, всегда душевно спокоен. Обломов не удовлетворен своей жизнью, Штольц — доволен. Да, Штольц движется, но движется в горизонтальном направлении. Он нисколько не изменился со дней своей молодости: в нем не произошло ни духовного развития, ни, наоборот, падения. Он и не постарел к концу жизни, и принципы его не поменялись.
Обломов же неуклонно идет вниз и постепенно угасает. Перед смертью его существование близко к существованию животного. Он смирился и покорился своей судьбе, признав невозможность жить и действовать. А человек, который смирился, уже не живет. На примере Обло-мова можно увидеть, что жизнь — это, прежде всего, состояние движения. Спать можно только в могиле или в раю. Его вырвали из рая — значит, остается одно — смерть. В жизни каждого человека в определенный период появляется любовь. И Обломов, и Штольц прошли проверку любовью. Но Штольца любовь лишь слегка потревожила, а Обломова подтолкнула к пропасти. Для Ольги любовь — дом, забота о других. А Обломов не способен заботиться о самом себе, не то что о других. При такой жизни Обломову необходима любовь не равноправная, а материнская, такая, как любовь Агафьи Пшеницыной. Штольцу, при его постоянном движении и самостоятельности, нужна равная ему по взглядам и характеру. Этой женщиной была Ольга.
Необходимо заметить, что сама Ольга мечтала о муже, который превосходил бы ее по уму и душевным качествам. Именно своими душевными качествами привлек Ольгу Обломов. Несмотря на то что тип его жизни — сон и покой, он сохранил душевную красоту. Но Ольга, взвесив практичность и ум Штольца и душевную красоту Обломова, все-таки выбрала первое. И в конце произведения она почти раскаивается в своем выборе.
Вариант 2
Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломо- ва и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарицательным. Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обратиться к его детству, то есть к тому периоду жизни, когда в нем закладываются основные черты характера, могущие потом влиять на всю жизнь в целом.
Маленький Илюша родился и вырос в селе Обломовке. Родители его были потомственные дворяне, которые придерживались патриархальных традиций. В семье было два пристрастия: еда, которая превратилась в культ, и послеобеденный сон — тоже своеобразный культ. Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, которого при каждом удобном случае всеми силами избегали. Эта ленивая, спокойная, беззаботная жизнь ничем не нарушалась, разве что болезнями и мелкими ссорами. Да и как иначе. Ведь членам помещичьей семьи не надо было зарабатывать на жизнь, они бездельничали, за них работали крепостные крестьяне.
В этой атмосфере и вырос Обломов. Автор отмечает, что в детстве мальчик был подвижным и любознательным, но все его поползновения на самостоятельность пресекались матерью и няньками. Даже чулки ребенку надевал Захар. Жизнь не изменилась и во время учебы. по представлени- ям родителей, было нужно только для повышения по службе. В остальном толку от него не видели. Поэтому Илюшеньку, во избежание переутомления, всячески ограждали от умственной деятельности. Мальчик скоро понял, что приказывать гораздо удобнее, чем что-либо делать самому. Со временем он стал сонным, апатичным и неприспособленным к жизни, как и все члены его семейства. Но он сохранил чистые душевные помыслы, нравственные идеалы.
Воспитание Штольца отличалось от воспитания Обломова. Отец его был немцем, мать русской дворянкой. От отца он перенял трудолюбие и практичность, свойственные всем немцам, а от матери получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец Андрея дал ему то воспитание, которое сам получил от своего отца. Он обучил его всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец. Поэтому если в самом начале жизни у Обломова лежали прозябание и сон, то у Штольца — энергия и жизнедеятельность.
Их различия можно увидеть уже из портретов. Если говорить про Обломова, то «это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике. Различается и духовная жизнь героев.
Несмотря на то что Обломов бездеятелен, духовная жизнь его довольно богата. Воображение стало любимым спутником его жизни. Только в мечтах он воплощает богатые, глубоко зарытые способности своей души. Штольц, как человек действия, не находит времени и места для бесплодных мечтаний. Он отвергает все, что «не подвергалось анализу опыта практической истины». Душевно Штольц спокоен, у него есть цель, и он действует согласно этой цели. В этом смысле он удовлетворен жизнью.
Обломов боится трудностей. Для того чтобы решить самые насущные проблемы, нужно приложить умственные усилия. Но к этим усилиям Обломов не привык. Его принцип — пусть все идет так, как идет, «авось все уляжется». Он старается переложить дело на другого, лишь бы не делать его самому. При этом он и мысли не допускает, что его способны обмануть. Штольц ни на кого не перекладывает своих дел, он все стремится сделать сам и подталкивает к этому Обломова. Правда, все его попытки растормошить Обломова разбиваются о его лень и невозмутимость. Тем не менее эти два таких противоположных человека очень дружны. И вряд ли дело лишь в бравшей начало из детства привязанности. Если привязанность Обломова к Штольцу можно объяснить его нуждой в сильном деловом человеке, который всегда способен прийти на помощь, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову?
Думаю, что на этот вопрос можно ответить характеристикой, которую дает Андрей Штольц Обломову: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!» Тем более ему хотелось спасти друга, оживить его. Когда Штольц говорил о друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет расшевелить Обломова, вылечить его. На первый взгляд ей это удалось. («Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере, самоуверенности».) Обломов стал выполнять поручения Ольги, ездил с дачи в город, меньше лежал на диване, даже сбросил свой халат, который стал своеобразным символом его лени. Но инертность оказалась сильнее его любви. Они с Ольгой совсем разные люди.
Любовь для Обломова, как и вся жизнь, — спокойное прозябание, прогулки по саду, гуляние под руку. Но эта жизнь не устраивала Ольгу. Ее беспокойная и деятельная натура требовала действия, которое она могла найти только в таком человеке, как Штольц.
Штольц, в свою очередь, искал женщину, равную ему по взглядам и силе характера. Семейная жизнь Штольцев способствует гармоничному взаимообогащающему развитию обоих супругов. Андрей успокоился, он всем доволен; правда, Ольгу мучают сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся? Но и Обломов не одинок. Он подсознательно искал себе жену не как равного себе товарища, а как жену-мать. Такой женой стала для него Пшеницына, для которой он предмет обожания и самоотверженной заботливости. Правда, под властью любящей и трудолюбивой происходит духовное и физическое угасание Обломова.
Обломовщина и штольцевщина - два противоположных мира, два полюса жизни. Цель в жизни Обломова — жить спокойно. Трудиться, он считает, бесполезно, все равно толку не будет. Такой образ жизни не следует брать за образец, ведь герой в конце концов деградирует. Жизнь для Штольца — труд. Но труд этот очень уж прост, а потому скучен. Для полноценной жизни важно все: взлеты и падения, горести и радости. В жизни Штольца этого нет, она удручающе однообразна. Ни обломовщину, ни нельзя назвать полноценной жизнью, истина лежит где-то посередине между этими двумя образами жизни. |