Роман отразил борьбу двух социально-политических
лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века.
Писатель передал в романе типичный
конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности вопрос о
характере и роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в
Европе 60-х годов.
Выразителем идей
революционной демократии стал Евгений Базаров, герой, который
противопоставлен в романе либеральному дворянству. Образ Базарова занимает
центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется
Базаров, в остальных он главное действующее лицо. Все основные образы романа
группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и
ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство
или недостатки, ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде
уездных аристократов.
Напомним, что герой эпохи
60-х годов — разночинец-демократ, убежденный противник дворянско-крепостнического
строя, материалист по мировоззрению, прошедший школу труда и лишений,
самостоятельно мыслящий и независимый. Именно таков Базаров в изображении
автора.
Сюжет романа строится на
столкновении Базарова с миром
аристократов. Тургенев сразу же показывает, что
Базаров — демократ, разночинец, человек труда — чужд аристократическому
этикету и условностям. В столкновении с «барчуками проклятыми» его облик
раскрывается полностью. В романе широко используется прием контраста: Базаров
противопоставлен Павлу Петровичу, аристократизм одного — демократизму другого.
Последовательность,
убежденность, воля и целеустремленность Базарова
контрастируют с раздвоенностью Аркадия, с его случайными убеждениями,
мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
Именно в столкновении с
различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные
черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и
непримиримая ненависть к режиму; во взаимоотношениях с Аркадием — способность
привлекать на свою сторону молодежь, быть
учителем, воспитателем, честность и бескомпромиссность в дружбе; в отношении с
Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему
любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства. Главное
место в романе занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое
мировоззрение в прямых высказываниях,
в столкновениях со
своими идейными противниками.
Базаров — натура независимая, не склоняющаяся
ни перед какими авторитетами, а подвергающая все сомнению. Типичен для
шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера
ученого, ни карьера врача не стали бы его уделом.
Тургенев проводит своего
героя через ряд испытаний (а это вообще
типично для романов этого автора). Он
испытывает Базарова и дружбой, и любовью, и смертью. Тургенев как бы со
стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.
И если любовь к Одинцовой,
женщине умной, гордой, сильной, под стать самому Базарову, побеждает принципы
нигилизма (ведь Базаров называл любовь «белибердой», презрительно относился к
идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую: «Нравится
тебе женщина, так возьми ее!» Сам же, влюбившись, вдруг почувствовал романтика в
самом себе), то в предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он
не сломлен, гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену
самой сильной, живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается до
конца это «грешное, бунтующее сердце».
Смерть Базарова по-своему
оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до «тишины блаженства»,
так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не
реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был
умереть, чтобы остаться Базаровым.
Сколько бы ни было
критических статей по поводу героя «Отцов и детей», как бы ни трактовался образ
Базарова, лучше всего сказал о своем «самом любимом детище» сам автор: «Я
хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая,
большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки
обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».
Вариант 2
Написанный в переломный
момент исторического развития России роман «Отцы и дети» показал острые
проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали
российское общество. Этот роман И. С. Тургенева — отражение общественного
конфликта 60-х годов XIX века, глубина которого показана на примере вечного конфликта
отцов и детей.
В романе мы видим типичного
представителя для которых при всех их различиях в общественно-политических
взглядах был характерен глубокий демократизм.
Основной конфликт романа
держится на противопоставлении и
столкновении демократизма и аристократизма и состоит в проблеме отцов и
детей.
Базаров —
демократ-разночинец. Эти люди, чаще недворянского происхождения, трудом
пробивали себе дорогу в жизни и не признавали сословного деления общества.
Стремясь к знанию, они ценили человека не по знатности и богатству, а по его
делам, пользе для окружающих людей. «Мой дед землю пахал», — говорит Базаров о
своем происхождении. При этом он умалчивает о предке со стороны матери,
показывая тем самым отсутствие всякого интереса к деду-дворянину.
Демократизм свойствен не
только убеждениям Базарова, но и его внешности. Появление героя романа в
дворянской среде в «балахоне» уже само по себе вызов условностям, умышленное
пренебрежение ими. Мы обращаем внимание и на «обнаженную ную руку» Базарова — это рука
человека, для которого не чужд физический труд. Она слишком отличается от холеной
руки дворянина, чтобы ее можно было не заметить.
В целом во внешности Базарова
Тургенев подчеркивает его
интеллектуальное начало: ум и самоуважение. Мы видим, что жизнь праздного
аристократического общества проходит в безделье, чего нельзя сказать о Базарове.
Непрерывный труд является содержанием его жизни. «Базаров привез с собой
микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и
химические опыты», то есть продолжает и в Марьине свои естественнонаучные
занятия.
Каково же отношение к
Базарову основных героев романа? Николай Петрович — добрый и мягкий человек,
поэтому он относится к Базарову несколько отчужденно, с непониманием и даже
боязнью: «Николай Петрович побаивался молодого
«нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия». Чувства Павла
Петровича сильнее и определеннее: «...Павел Петрович всеми силами души своей
возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем».
Окончательно утвердился в своей неприязни к Базарову и «по-своему... аристократ
не хуже Павла Петровича» старик Прокофьич. Он называл Базарова живодером и
прощелыгой и уверял, что он «с своими бакенбардами
— настоящая свинья в кусте».
Зато простые люди всей душой тянутся к Базарову. Застенчивая и
робкая Фенечка «до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его», когда
заболел ее сын. А «дворовые мальчишки бегали
за «дохтуром», как собачонки».
Симпатизируют ему и горничная Дуняша, и Петр, они чувствовали, что он «все-таки свой брат,
не барин».
Столкновение Базарова и Павла
Петровича как представителей не только разных поколений, но и людей разных
убеждений, было неизбежным. Павел Петрович «ждал только предлога, чтобы
накинуться на врага». Базаров же считал бесполезным тратить порох на словесные битвы, но
уклониться от схватки не мог, Страшные слова о том, что он все отрицает, Базаров
говорит с «невыразительно. Душевная сила, уверенность в
своей правоте, глубокая убежденность звучат в самом голосе его, в кратких,
отрывочных репликах.
Образ Евгения Базарова более
полно раскрывается именно в сравнении с Павлом Петровичем. В словах
последнего чувствуется аристократизм. Он постоянно употребляет выражения,
подчеркивающие благовоспитанность истинного аристократа («чувствительно вам
обязан», «честь имею кланяться»...). Обилие в речи этого героя иностранных
выражений раздражает Базарова: «Аристократизм, либерализм, прогресс,
принципы... подумаешь, сколько иностранных и
бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Речь же самого
Базарова отличают остроумие, находчивость, великолепное знание народного языка
и умение владеть им. В
речи Базарова проявляется свойственный
ему склад ума — трезвый, здравый и
ясный.
В спорах «господина
нигилиста» Базарова и «феодала» Кирсанова
затрагиваются почти все основные вопросы, по
которым расходились во взглядах демократы-разночинцы с либералами: о путях
дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о значении науки, понимании искусства и об
отношении к народу. Мы видим, что все принципы Павла Петровича сводятся в сущности
к тому, чтобы защитить старый порядок, а взгляды Базарова — к обличению этого
порядка.
Когда спор зашел о народе,
они будто бы сошлись во взглядах. Базаров согласен с Павлом Петровичем, что
народ «свято чтит преданья, он патриархальный, он не может жить без веры». Но
если Кирсанов
убежден в
ценности этих качеств, то Базаров придерживается противоположного мнения.
Главный герой романа, казалось бы, пренебрежительно
говорит о русских мужиках. Но он выступает не против них самих, а против умиления
перед их отсталостью, суеверием, невежеством.
Порой позиция Базарова,
«который ко всему относится с критической точки зрения», отличается
крайностью. Это можно сказать о его эстетических взглядах. Так, Базаров насмешливо
относится к Пушкину, отрицает живопись, поэзию. Он не замечает красоты окружающей
природы, хотя по-своему любит ее, считая, что в ней — огромные ресурсы, которые можно
использовать на благо человека («природа не храм, а мастерская»).
Когда пишешь о Евгении
Базарове, нельзя не сказать главного — того,
что этот человек крайне одинок. В Марьине
Базаров — гость, резко отличающийся от хозяев-помещиков. И для слуг, и для хозяев там он чужой. В
деревне же своего отца Базаров в глазах крепостных — барин. На деле он далек
и от помещиков, и от простых людей. Он одинок.
Он одинок еще и потому, что в
романе мы не видим ни одного единомышленника Базарова. Есть только его мнимые
ученики. Это прежде всего «маленький
либеральный барин» Аркадий. Однако его увлечение Базаровым — не более чем дань молодости.
При этом он все-таки лучший из изображенных в
романе учеников Базарова. Другие его «последователи» изображены сатирически.
Ситников и Кукши-на видят в нигилизме
отрицание всех старых нравственных норм и с восторгом следуют этой «моде».
Базаров одинок не только в дружбе, но и в любви. В своем горьком чувстве к Одинцовой
он раскрывается как глубокая, сильная натура.
Сам Тургенев понимал, что
этот герой «все-таки стоит еще в преддверии будущего». Автор «Отцов и детей» в
письмах признается: «Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне
мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная,
злобная, честная, — и все-таки обреченная на погибель».
Мне кажется, что Тургеневу удалось создать
именно такой образ. И он занял свое
достойное место в ряду литературных героев XIX века. Д. И. Писарев дал такую оценку главному герою «Отцов и детей»: «...у Печориных есть воля без знания, у — знание без воли; у Базаровых есть и знание и воля,
мысль и дело сливаются в одно твердое целое».
Вариант 3
При чтении романа И. С.
Тургенева «Отцы и дети» не слишком вдумчивый читатель может задаться вопросом:
«Базаров — герой положительный или отрицательный?». Но, разумеется, на вопрос
этот нельзя ответить однозначно. Образ Базарова гораздо сложнее. С одной
стороны, он временами бывает высокомерен, не стесняется в выражениях, если не согласен с чем-либо
или с кем-либо, не всегда задумывается о
последствиях своих слов и поступков. Например, когда он, поддавшись минутному
капризу, поцеловал Фенечку, этот поступок привел в дальнейшем к дуэли, которая вполне могла окончиться
трагически.
Базаров любит то и дело
подчеркнуть свое превосходство над другими людьми. Он осознает свою
исключительность, но при этом надо отметить, что «высший балл» своей личности
поставил, прежде всего, он сам. При этом последователи нигилизма, такие, как
Аркадий Кирсанов, Ситников и Кукшина, не дают забыть Базарову, что он их «духовный наставник
и лидер». Таким образом, честолюбие Базарова постоянно подпитывается обожанием
его окружения.
Впрочем, высокомерие Базарова
имеет и более глубокие причины. Оно по сути является для него способом защиты
от внешнего мира, от реалий современного
ему общества.
Ведь кто такой Базаров по
социальному положению? Он сын отставного военного лекаря, семья его с трудом
сводит концы с концами.
Выйдя в отставку,
Базаров-отец стал помещиком, да только богатым его имение не назовешь, и с
крестьянами он общается по-свойски и, разумеется, не отказывает по старой памяти во врачебной помощи
даже крестьянам из других деревень.
Демократизм в общении с
представителями простого народа унаследовал от отца и Евгений. При этом, что
примечательно, Базаров-сын никогда не заигрывает с крестьянами, не
прикидывается своим, не играет перед ними в «добренького барина» (отметим, что
для крестьян он все-таки остается «барином», правда, «чудным»). За это крепостные крестьяне
и уважают Базарова, и даже немного побаиваются.
Жизненная перспектива
Базарова такова: он должен закончить
медицинский факультет и стать врачом, скорее всего, земским лекарем. Должность земского
лекаря не считалась в обществе слишком уважаемой, что также не могло заранее
не угнетать Базарова.
Итак, дворянство Базарова —
относительно, перспективы также не слишком-то обнадеживают, но сам он
понимает, что достоин большего, что способности его едва ли реализуются в системе
современного ему общества. Кроме того,
хозяевами жизни в России остаются дворяне,
например, такие, как Павел Петрович Кирсанов.
Для Кирсанова Базаров — личность весьма сомнительная. Павел Петрович, едва
лишь увидев Евгения, сразу же невзлюбил его. Взаимная неприязнь Базарова и
Кирсанова глубоко символична; это не лично Павел Петрович не жалует Евгения,
это все «кирсановское» поколение не приемлет
поколение «базаровское».
В итоге мы получаем следующую
схему российского общества: внизу
находится забитый, бесправный и неимущий простой народ; вверху — дворянство,
обладающее богатством, а также всеми мыслимыми и немыслимыми правами и
привилегиями. А между этими общественными слоями уже практически
сформировалось и набирается силы третье сословие — разночинцы, то есть «ба-заровское» поколение. Оно не желает быть бесправным, подобно простому
народу, и масштабность его амбиций во многом даже больше, чем у дворян. Но у
разночинцев нет тех привилегий, которыми
обладают дворяне в силу одного лишь своего
происхождения. И несправедливость данной ситуации раздражает представителей
«базаровского» поколения, в том числе, разумеется, и самого Евгения Базарова.
Поэтому, прибыв в имение
Кирсановых, Базаров не считает нужным скрывать свое
пренебрежительное отношение ни к Павлу Петровичу, ни к Николаю
Петровичу. И если Николай Петрович, обладая
более мягким характером, изо всех сил старается сгладить «острые углы», но
Павел Петрович с готовностью вступает в бой с новыми веяниями, выразителем
которых, без сомнения, является Базаров.
Дуэль по сути закончилась
фарсом: после легкого ранения Павел Петрович теряет сознание, а его недавний
противник, повинуясь долгу врача, оказывает ему первую помощь.
Павел Петрович оценил
душевные качества Евгения (заметим, что Кирсанов все-таки рассмотрел их под
«волосатой» внешностью Базарова) и простил его полностью. Да вот только
оказалось, что самому Базарову плевать на его прощение. Его ум и душу занимают
куда более серьезные переживания: Евгений начинает понимать, что созданная им
рациональная схема окружающего мира не срабатывает. Тому
подтверждением становится история его несостоявшейся любви к Одинцовой.
Но и отказаться открыто от
исповедуемых и проповедуемых им взглядов он не может — это выше его сил. В
конце романа Базаров совершенно опустошен духовно и физически. Смерть его,
случайная и нелепая, ставит крест на всех его
планах и надеждах. И, когда он умирает, то оказывается, что никому на свете,
кроме своих родителей, он так и не был по-настоящему нужен, никто, кроме них,
не сожалеет о нем. Даже бывший его друг Аркадий стесняется произнести вслух
слова поминовения за общим столом.
Вариант 4
Роман «Отцы и дети» писался
на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и
разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа —
Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии
должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо
понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его
революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как
революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает:
«Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной
свечки... Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно
раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует
сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых—
и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже
при первом знакомстве бросаются в глаза
различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле
Петровиче аристократа-англомана. Его
взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он
подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев
теперешнего общества.
На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя
нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый
порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего
отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а
вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется
замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место
очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет
после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного
ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует
русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и
ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо
исправить общество.
У Базарова мало практических
знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и
общественные болезни он объясняет характером
самого общества.
«Мы приблизительно знаем,
отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от
дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские
головы, от безобразного состояния общества... — говорит
Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания,
о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам
себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего
происходило воспитание Базарова, но в романе он представлен как человек
сильной воли, умный и деятельный.
Даже в имении Кирсановых он
не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается
естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем
были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом.
Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку,
скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только
«мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался
не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на
естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные
знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко
не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание
героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо
сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным
рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает
его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной,
красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову
счастья.
Остаток жизни Базаров провел
в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких,
добрых, глубоко любящих своего сына и
трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также
показал конфликт поколений. Суть его в том,
что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не
той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь,
трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок
в своей семье.
И не только в семье. Он
вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от
взглядов своего учителя.
Ситников и Кукшина не столько
последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи. И вот уже в конце концов
Базаров горько говорит о том, что он не
нужен своей родине.
Базаров — самый яркий из
героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но
человек будущей России. Настоящее общество не
готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим
взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не
означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за
ним. |