Наташа
Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый
любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем,
с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч
страниц романа.
Здесь
все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском
идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение.
Наташа
появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка.
Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что
говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями.
Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя.
Атмосферу
счастья,.всеобщей любви, игры и
веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в
Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне и,
думается, совершенно не случайно похожа на
Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью,
та же биологическая, бессознательная связь с русскими
национальными традициями.
Вспомним,
как Наташа отплясывает после охоты. «Чистое дело, марш», — удивляется
дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: «Где, как, когда
всосала в себя из того русского воздуха, которым
она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот
дух... Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские,
которых и ждал от нее дядюшка».
Однако
как литературный образ Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных
проекций.
Во-первых,
это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как
цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и,
отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры.
Во-вторых,
это Софья из комедии Грибоедова «Горе от ума». Влюбленность образованной,
умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина
и любовь-болезнь, любовь-наваждение
Наташи к Анатолю Курагину имеют
довольно много схожих черт.
Обе
эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче
разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.
В
период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она
никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему «роевому»
инстинкту жизни.
После
гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за
тяжелораненым Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что. Пьер Безухов
увидел в ней сразу,
когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую,
чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа
до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о
человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной
этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы,
которые выпали на долю страны и народа, она не испытывает духовного надлома.
Когда князь Андрей пробуждается «от жизни», Наташа пробуждается для жизни.
Толстой пишет о чувстве «благоговейного умиления», которое охватило ее душу.
Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования
Наташи.
В
эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское
счастье. «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было
уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила.» Уже
ничего не напоминает в этой сильной, располневшей женщине прежнюю Наташу.
Толстой нарекает ее «сильной, красивой и плодовитой самкой». Все мысли Наташи
о муже и семье. Да и мыслит она по-особенному, не
умом, «а всем существом своим, то есть плотью». Она словно часть природы, часть
того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди,
земля, воздух, страны и народы.
Неудивительно,
что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни
автору. Семья — обоюдное и добровольное
рабство. Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное
содержание жизни.
«Война
и мир» — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец.
То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова
и Наташу, - лучшее, что он мог придумать и дать
им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных,
но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.
|