Молодого
Пьера Л. Н. Толстой показывает нам впервые в салоне Анны Павловны Шерер в
качестве явного нарушителя как общественного спокойствия, так и плавного
течения вечера вообще. Его от всех в гостиной отличает умный, наблюдательный взгляд.
Именно он, а не огромный рост или коричневый фрак внушает Анне Павловне
беспокойство. Пьера приветствуют поклоном, относящимся к людям самой низшей
иерархии. Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова, и позже
его законный наследник. Он через короткое время становится обладателем тысяч
душ и миллионов. И теперь он желанный гость всех салонов и домов обеих
столиц.
Граф
Лев Толстой, вне всяких сомнений, очень любит графа Пьера Безухова. Он делает
его самым завидным женихом России и выдает за него замуж глупое и развращенное существо,
блистательную петербургскую красавицу Элен Курагину.
И
делает это Толстой быстро, словно торопится, словно ему необходимо создать своему
любимцу такие условия, внутри которых жизнь становится невозможна. Судя по косвенным
авторским намекам, Пьеру в момент появления в Петербурге около 21 года. Он
рассеян, толст и неуклюж. В начале романа еще кутила и безобразник. Его жизнь
хаотична и неразумна. Однако она имеет главное и, следовательно, существенное
содержание. Таковой является очень напряженная внутренняя духовная
деятельность.
Пьер
как бы символизирует постоянное становление и совершенствование. Везде и всюду
он другой. Поиски приводят Пьера в масонскую ложу. На какое-то время он обретает
иллюзию душевного успокоения. Однако здесь, как и раньше, как на ниве хозяйственной
или иной деятельности, его постигает разочарование.
Пьер
Безухов бесконечно добр. Его доброта — нравственная константа его души. Он любит
Наташу Ростову. После скандала, связанного с неудачным похищением ее Курагиным,
и размолвки с князем Андреем он единственный, кто по-настоящему способен понять
ее. Он добр и уже поэтому заслуживает быть счастливым.
Он
мечтает о славе. Он молод, и поэтому слава ему необходима. Он стреляется на дуэли
и тяжело ранит обидчика. Он еще способен к разрушительным и непредсказуемым поступкам.
Он хочет убить Наполеона.
Но
кажется, среди своих сомнений, метаний, неудач, богатства и бестолковой суеты он
обрел главное. Душу. Свою бессмертную душу. Ее нельзя запереть или убить. Платон
Каратаев, Соколик, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни.
У него Пьер Безухов воспринял способность подчиняться естественному течению событий,
способность молиться и быть услышанным.
Граф
Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его
внутренняя жизнь стала иной. Она приобрела некую двойственность, внерелигиозную
значимость. И это неожиданным образом меняет жизнь.
В
столице странным образом то ли от модного недуга, то ли от модного лечения,
как в мыльной опере, за кулисами умирает графиня Элен Безухова.
Пьер
счастливо женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер — видный общественный
деятель, отец семейства. И он, и Наташа искренне и очень сильно любят друг
друга. Но про что они думают, оставшись вдвоем?
«Ты
знаешь, о чем я думаю? — сказала она. — О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил
бы тебя теперь?»
И
мы понимаем, что период становления и исканий закончился. Наступило время истинной
духовной зрелости.
Что
произойдет с Пьером дальше, мы не узнаем никогда. Для этого и был написан в романе
столь счастливый эпилог. Однако нравственный аспект позволяет судить об эволюции
образа Пьера в последующем творчестве Толстого: от Безухова к Левину в «Анне
Карениной» и далее к Дмитрию Нехлюдову из «Воскресения». |