Поэма
Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вершиной творчества поэта. В этом
монументальном произведении, которое по праву можно назвать эпопеей народной
жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послереформенной России,
показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма
писалась в эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы. Вместо обещанных
правительством льгот она обрекала крестьянина на разорение и кабалу. Народ сам
видел все «добро» от реформы и едко осуждал ее:
Добра
ты, царска грамота,
Да не
про нас ты писана...
Уже
начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том,
кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горестного
существования народа. Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязанных
крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где
находится счастье. Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне,
убедительно красноречив:
Сошлисъ семь мужиков,
Семь
временнообязанных,
Подтянутой
губернии,
Уезда
Терпигорева,
Пустопорожней
волости,
Из
смежных деревень —
Заплатова,
Дырявина,
Разутова,
Знобишина,
Горелова,
Неелова,
Неурожайка
тож.
Мужикам
позже придется пройти через Испуганную и Неграмотную губернии, они встретятся с
жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.
Набредут
на своем пути крестьяне также на попа и помещика. Эти два мира, два образа жизни — мир крестьян и мир господ
— противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любовью рисует крестьян,
показывает их невеселую, которая скорее сродни простому
выживанию, и резко критикует помещиков-крепостников.
Беспринципность помещиков
и ограниченность жестоких деспотов, превративших свои деревни в «Нееловы» и резко контрастирует с широтой и
нравственными идеалами Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин,
Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, дед Савелий — эти и другие крестьяне в поэме
показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную красоту и благородство.
Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны. Мужик любит разгуляться
на «ярманке», затянуть «веселую», может выспаться после пьянки и драки в канаве.
Яким Нагой сам про себя говорит, что он «до смерти работает, до полусмерти
пьет».
Крестьянин
груб, неотесан и упрям:
Мужик,
что бык: втемяшится
В
башку какая блажь,
Колом
ее оттудова
Не
выбьешь: упираются,
Всяк
на своем стоит!
Но
крестьянам надоело уже быть покорными и терпеть грубость. Таков Агап Петров. Грубому,
непокладистому мужику надоело выслушивать «пиленье» барина, который «права свои
дворянские высчитывал ему», и он высказал помещику в глаза все, что думали о
нем крестьяне. Агап погибает, не перенеся надругательства над его человеческим
достоинством. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного
правдолюбца. Яким живет такой же трудовой, нищенской жизнью, как и все крестьяне.
Но он отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права, в нем нет
ничего холуйского, он честный труженик, ревниво оберегающий свое человеческое
достоинство.
Живет
— с сохою возится,
А
смерть придет Якимушке —
Как
ком земли отвалится,
Что на
сохе присох...
Не
менее тяжела и судьба русской женщины, которая показана на примере жизни Матрены
Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:
Цне счастъе в девках выпало:
У нас
была хорошая,
Непьющая
семья...
Но
даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к работе. Начала с пяти лет работать
и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства
мужниной родни, побои, каторжный труд и
смерть ребенка выпали на ее долю. Поэтому и говорит Матрена странникам — дело
— между бабами счастливую искать». Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь
не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство —
именно те качества, которые присущи русским женщинам.
Несмотря
на то, что русский мужик необразован и безграмотен, на базар отправляется
«пить горькую», он не лишен хитрости, смекалки и находчивости. Одним из таких
смекалистых мужиков является Клим Яковлич
Лавин, который сумел хитростью завоевать расположение помещика и сделался
бурмистром, чтобы облегчить жизнь крестьян.
Среди
крестьян уже есть такие, которые способны на настоящую борьбу. Таков Савелий —
«богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила
(в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорности, гордость, человеческое
достоинство. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий. Он попал на
каторгу, но сохранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство:
«клейменый, да не раб». Савелий — олицетворение лучших черт характера русского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к
свободе, непокорности. Настоящими борцами за униженных
и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал
в острог за защиту интересов крестьян.
Крестьянам
пытается помочь революционная интеллигенция, которую представляет в поэме
Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского
дьячка, который, несмотря на свое положение, жил «беднее захудалого последнего Гриша понимает и видит
положение крестьян, их рабский труд и
беспросветную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, «где
трудно дышится, где горе слышится». Народный борец знает, что ждет его
впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому
крестьянину жилось вольготно, весело на всей святой Руси!» Гриша в своей
борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных борцов. Их всех
ожидает одна участь:
Путь
славный, имя громкое
Народного
заступника,
Чахотка
и Сибирь.
Несмотря
ни на что, Гриша не сломлен, он
верит в светлое будущее страны и народа и поэтому чувствует «в груди своей силы
необъятные».
Уверенностью
в победе звучат слова:
Рать
подымается —
Неисчислимая,
Сила в
ней скажется
Несокрушимая!
Поэма
«Кому на Руси жить хорошо» — подлинно народное произведение, где не только
показана тяжелая жизнь крепостного крестьянина, вера в светлое будущее, но и
указан путь, как этого добиться. |