Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 14.05.2024, 02:10:06
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

09:32:45
ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» 4 варианта
Вариант 1
Замысел «Мертвых душ» возник и сло­жился в творческом сознании Гоголя под не­посредственным влиянием Пушкина. Пуш­кин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Рос­сия!». В 1842 году поэма была опубликована, несмотря на цензурный запрет. Помог напе­чатать ее Белинский. Ее появление оказа­лось большим событием в русской общест­венной и литературной жизни. Герцен отме­тил, что «Мертвые души» потрясли всю Россию.
Выход поэмы вызвал еще большую бурю, чем появление комедии «Ревизор». Крепостники-дворяне, узнавшие себя в обра­зах нового произведения Гоголя, реакцион­ная критика злобно осудили и автора, и по­эму, обвиняя Гоголя в том, что он не любит Россию, что это насмешка над русским об­ществом. Прогрессивный лагерь, и среди них Белин­ский, считал, что сатира Гоголя — это сатира горячего патриота, который пламенно любит свой народ, Гоголь был твердо уверен в вели­ком будущем страны, он понимал, что в наро­де скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик России. Именно глубокая любовь к России, чувство тревоги за судьбы своего народа питали беспощадную са­тиру Гоголя, изображавшую дворянско-кре- постнический мир. Гоголь писал в своем днев­нике: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрас­ному, пока не покажешь всю глубину его на­стоящей мерзости».
Портретная галерея «Мертвых душ» от­крывается Маниловым. По натуре он обходи­телен, добр, вежлив, но все это приняло у не­го смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Слово «маниловщина» стало нарицательным. Прекраснодушие — самая отличительная черта Манилова. От­ношения между людьми ему представля­лись всегда праздничными, без столкнове­ний и противоречий. Жизни он совершенно не знал, реальность у него подменялась пу­стой фантазией, и поэтому он на все смотрел сквозь «розовые очки». Это единственный помещик, который подарил мертвые души Чичикову.
Следом за Маниловым Гоголь показыва­ет Коробочку, одну из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на не­урожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, разме­щенные по ящикам комодов». Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хо­зяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, — товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников». Чи­чиков называет Коробочку «дубинноголовой». Это меткое определение вполне соответст­вует психологии помещицы, характерной представительницы дворянского крепостни­ческого общества.
Типичен образ Ноздрева. Это человек «на все руки». Его увлекает пьяный разгул, буй­ное веселье, карточная игра. В присутствии Ноздрева ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор ирони­чески называет Ноздрева «историческим че­ловеком». Болтовня, хвастовство, вранье — самые типичные его черты. По оценке Чичи­кова, Ноздрев — «человек-дрянь». Он держит себя развязно, нагло и имеет «страстишку на­гадить ближнему».
Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, связан с хозяйственной деятельнос­тью. Он кулак и хитрый пройдоха. Гоголь беспощадно разоблачает жадного накопите­ля, которого «омедведила» система крепост­ного права. Интересы Собакевича ограни­чены. Его цель жизни — это материальное обогащение и вкусная еда. Мебель в доме Со­бакевича; стол, кресла, стулья — напомина­ли самого хозяина. Через внешность, через сравнение с предметами домашнего обихода Гоголь достигает огромной яркости и выра­зительности в описании характерных черт героя.
Галерею «мертвых душ» завершает Плюш­кин, в котором мелочность, ничтожность и пошлость достигают предельного выраже­ния. Скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его к чудовищному уродству. В лю­дях он видел только расхитителей его иму­щества. Сам Плюшкин отказался от общест­ва, никуда не ходил и в гости к себе никого не приглашал. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди умирали как мухи, многие его крепостные числились в бегах. Плюшкин всех своих крестьян считал тунеядцами и ворами.
В главе о Плюшкине шире, чем в других, затрагивается крестьянский вопрос. Уже внешний вид деревни говорит о тяже­лой и беспросветной доле крепостных, об их полном разорении. Глубокий упадок всего крепостнического уклада жизни Рос­сии наиболее реально отразился в образе Плюшкина.
Образы Гоголя отличаются глубокой ти­пизацией и- являются правдивым обобще­нием общественных порядков. Писатель сам великолепно чувствовал общечеловече­скую широту созданных им типов. Гоголь писал: «Ноздрев долго не выведется из ми­ра. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане». Гоголь на­рисовал в своей поэме мрачную и страшную картину крепостного общества, которое не способно к руководству национальной жиз­нью, общества, лишенного элементарного представления о честности и долге, опусто­шенного и духовно мертвого. Вся передо­вая, мыслящая Россия, читая поэму, по­нимала ее название так, как понял Гер­цен: «"Мертвые души" — это ужас и позор России», Высокую оценку Гоголю дали его совре­менники. Позднее Чернышевский писал: «Давно уже не было в мире писателя, кото­рый был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России».
 
Вариант 2
Вторая четверть 19 века. Эпоха расцвета крепостничества в России. «Золотой век» по­местного дворянства, ставшего к этому време­ни без преувеличения паразитирующим клас­сом. Душное время, тягостное. Как вскрыть его пороки, разоблачить крепостников-реак­ционеров? Разве что высмеять. И великий русский писатель берется за перо. Гротеск­ные типажи Гоголя — совокупный образ рос­сийского помещика.
Жизнь помещика скучна и монотонна. Она располагает к безделью и пустомыслию. Кругозор помещика узок, а характер ничто­жен. Таков Манилов, которого автор не слу­чайно наделяет характерной фамилией — каждый ее слог можно тянуть. Сравнивая героя с котом, автор подчеркивает доброту, обходительность, вежливость Манилова, ко­торые доведены до гротеска. Комичен эпи­зод, когда герой, не желая первым войти в комнату, втискивается боком в дверь одно­временно с Чичиковым. Но все эти черты принимают уродливые формы.
За всю свою жизнь Манилов не сделал ничего полезного. Его существование бесцельно. Это подчерки­вается Гоголем даже в описании его помес­тья, где царят бесхозяйственность, запусте­ние. А вся умственная деятельность хозяина ограничивается бесплодными фантазиями, что хорошо бы провести «подземный ход» или выстроить «каменный мост» через пруд. Выделяя в портрете персонажа «сладкие, как сахар» глаза, Гоголь подчеркивает, что «герой» прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми ему представляются идиллическими и празднич­ными, без столкновений, без противоречий. Жизни он совершенно не знает, реальность подменяется у него пустой фантазией, игрой вялого воображения. Манилов на все смотрит сквозь розовые очки.
Убог духовный мир русского помещика, примитивен его жизненный уклад. Коробоч­ка в галерее «мертвых душ» поражает жад­ностью и мелочностью, хитростью и скупос­тью. Отсюда и такая фамилия, вызывающая ассоциации с различными коробочками, сун­дучками и ящичками, в которые бережно складываются различные вещи. Таким обра­зом, Коробочка — одна из тех «тетушек», ко­торые «плачутся на неурожаи», а между тем «набирают понемножку деньжонок». Отли­чительной чертой героини является ее нече­ловеческая тупость. Гоголь метко называет ее «дубинноголовой» и «крепколобой». Но не все помещики тихи и безобидны, как Коробочка и Манилов.
Деревенское без­делье и жизнь без забот порой вели к дегра­дации человека, и тот превращался в опасно­го, наглого хулигана. Картежник, сплетник, пьяница и дебошир Ноздрев на редкость ти­пичен для русского дворянского общества. Болтовня, хвастовство, ругань и вранье — вот все, на что он способен. Этот балагур держит себя развязно и нагло, имеет «стра­стишку нагадить ближнему». Язык героя за­сорен всякими искаженными словами, неле­пыми выражениями, бранными словечками, алогизмами. Дополняет портрет Ноздрева его фамилия, состоящая из большого коли­чества согласных, создающих впечатление взрыва. Кроме того, сочетание букв вызыва­ет ассоциацию с любимым словечком героя «вздор». Не по душе Гоголю и другая край­ность —доведенная до абсурда домовитость крепких помещиков.
Быт людей, подобных Собакевичу, устроен добротно, на совесть. В отличие от Ноздрева и Манилова, герой очень деятелен. У него все «упористо», без шаткости, в каком-то «крепком и неуклю­жем порядке». Даже избы крестьян постро­ены на века, а колодец сработан из такого дуба, «который идет только... на корабли». Внешний могучий облик Собакевича под­черкивается интерьером его дома. На кар­тинах изображены богатыри, а мебель похо­жа на хозяина. Каждый стул как бы гово­рит: «И я Собакевич». Питается помещик в соответствии со своим обликом. Блюда по­даются большие и сытные. Если свинья, то целиком на стол, если баран, то тоже це­ликом на стол. Постепенно складывается образ «человека-кулака», «медведя» и вме­сте с тем хитрого пройдохи, интересы ко­торого сводятся к личному материальному благополучию.
Галерею помещиков «венчает» Плюшкин, самый карикатурный и одновременно страш­ный персонаж. Это единственный «герой», чья душа неуклонно деградирует. Плюш­кин — помещик, целиком утративший чело­веческий облик, а по существу, и рассудок. В людях он видит лишь врагов, расхитителей его имущества, никому не доверяет. Поэтому он отказался от родной дочери, проклял сы­на, не принимает гостей и сам нигде не быва­ет. А люди у него мрут как мухи. Крестьян он считает тунеядцами и ворами, питает к ним ненависть и видит в них существа низ­шего порядка. Уже внешний вид деревни говорит о беспросветной доле крепостных. Глубокий упадок всего крепостного уклада жизни наиболее ярко выражен именно в об­разе Плюшкина.
В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь не случайно высмеивает поместное дворянство. Ведь собакевичи и Плюшкины управляли Рос­сией того времени, вершили судьбы русского народа. Их образы вытканы настолько ярко и выпукло, что фамилии гоголевских помещи­ков стали нарицательными. Мы и сегодня ши­роко используем в обиходе понятие манилов­щины, сравниваем тех или иных людей с коро­бочками или ноздревыми.
 
Вариант 3
 Работу над поэмой Гоголь начал в 1835 го­ду. «Мертвые души» были порождены соци­альными явлениями и конфликтами, которы­ми характеризовалась русская жизнь 30-х — начала 40-х годов XIX века. В ней очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы того времени. Рисуя образы помещиков: Ма­нилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную кар­тину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную дегра­дацию. После написания и публикации поэмы Го­голь сказал: «"Мертвые души" произвели мно­го шума, много ропота, задели за живое мно­гих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами... она (поэма) посели­ла во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности...»
Сюжет поэмы прост: делец-предпринима­тель, ловкач и аферист Чичиков приезжает в город, чтобы совершить там сделку — ку­пить «мертвые души» у местных помещиков. Галерею владельцев «мертвых душ» откры­вает Манилов. Гоголь несколькими штриха­ми рисует его образ: «Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». О прошлом Манилова известно только то, что он служил в армии, теперь находится в от­ставке, Манилов — бесплодный мечтатель. Он мечтает о нежнейшей дружбе с Чичико­вым, узнав о которой «государь... пожаловал бы их генералами», мечтает о беседке с ко­лоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»...
Вся жизнь Манилова заме­нена иллюзией. «В общении он слащав и об­ходителен». Даже речь его соответствует ха­рактеру: пересыпана сентиментальными вы­ражениями вроде «майский день», «именины сердца», «сердечное влечение», но в целом лишена содержания. «Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никог­да не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». От этого человека нет никакой пользы, жизнь его пуста, как, впрочем', пуст и он сам. Единственным занятием, о котором упоминает Гоголь, было чтение... одной книги на протяжении двух лет. Непривычный к мыслительной деятельности, Манилов расте­рялся, услышав просьбу продать «мертвые души», и не нашел ничего лучшего, как про­сто их подарить.
Следующий потенциальный продавец «мертвых душ» — Коробочка. Чичиков окре­стил ее «дубинноголовой». В этом едком оп­ределении заключена вся сущность помещи­цы. Глупость, полное отсутствие мысли, ско­пидомство — основные черты характера Коробочки. Характер помещицы наиболее полно рас­крыт в сцене купли-продажи душ. Помещи­ца совершенно не понимает сути этой сделки, но боится продешевить и оказаться обману­той при продаже «странного, совсем небыва­лого товара» («ведь я мертвых никогда еще не продавала»), пытается «примениться» к рыночным ценам — все это придает сатири­ческую окраску образу Коробочки, которая совершенно не видит разницы между мерт­выми и живыми душами. Образ Коробочки — образ собирательный. В крепостной России того времени имения часто управлялись жен­щинами-помещицами.
Совсем другой по характеру помещик Ноздрев. Это человек, которого привлекает буй­ный разгул, веселье, карточная игра. Основ­ные черты его характера — мотовство, бах­вальство, вранье; любимое занятие — псарня. В отношениях с другими он держится нагло, вызывающе, имеет «страстишку нагадить ближнему». Сам авантюрист по натуре, он по достоинству оценивает затею Чичикова: «Ведь ты большой мошенник, позволь мне это тебе сказать по дружбе. Если бы я был твоим на­чальником, то я бы тебя повесил на первом дереве». — типичный помещик-кулак.
У Собакевича все хозяйство в порядке, отли­чается добротностью и мебель в доме, а сам хозяин показался Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Делец по на­туре, Собакевич из тех, кто никогда не упус­тит своего. Когда Чичиков предложил купить «мертвые души», Собакевич смекнул, что «по­купщик, верно, должен иметь здесь какую-нибудь выгоду», что здесь возможно выгодное дельце, и заломил по сто рублей за штуку. На отказ Чичикова платить намекнул на воз­можность доноса на «не всегда позволитель­ные» покупки такого рода.
Последним, к кому Чичиков обратился с предложением продать ему «Мертвые души», был Плюшкин. Гоголь настолько ярко на­рисовал образ этого помещика, что его имя стало нарицательным. В далеком прошлом Плюшкин был рачительным хозяином, пря­мой противоположностью всем другим поме­щикам. Его поместье было в свое время об­разцовым, посмотреть на которое и перенять опыт хозяина приезжали соседи. Постепенно «мудрая скупость» превратилась в скаред­ность. Страсть обогащения, жадность приве­ли к деградации личности. Плюшкин пере­стал быть человеком, превратился в «проре­ху на человечестве». Его абсолютно ничего не интересует: ни крестьяне, которые умира­ют от голода, ни собственная жизнь, ни жизнь его детей. Внешний вид соответствует характеру героя.
Увидев Плюшкина, Чичи­ков подумал, что, если бы встретил его у цер­ковных дверей, «дал бы ему медный грош». Между тем в амбарах у него хранились ог­ромные запасы. Вся жизнь этого человека свелась к одному: тащить все к себе и гро­моздить запасы: Белинский назвал Гоголя «поэтом жизни действительной». Эту действительную жизнь с ее пороками и показал Гоголь в своей поэме.
 
Вариант 4
 Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мерт­вые души» охватывает разнообразные сфе­ры русской действительности 30—40-х годов XIX века. В ней автор отразил уклад жизни и нравы разных слоев общества — помещиков, чиновников, крестьян. Крупным планом изоб­ражены в поэме помещики. Причем последова­тельность знакомства их с читателем выбрана Гоголем не случайно. Начиная от Манилова и заканчивая Плюшкиным, автор усиливает горькую обличительную сатиру.
Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. «Один Бог разве мог сказать, какой характер у Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в го­роде Богдан, ни в селе Селифан... черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур передано са­хару» — такой портрет этого помещика ри­сует Гоголь. Из этого описания становится ясно, что несмотря на в общем благоприятное внешнее впечатление, которое производил Манилов, он не отличался ничем особенным. Кроме разве бросающейся в глаза приторной сла­щавости и обходительных манер, за которы­ми скрывалась обыкновенная глупость.
Мы видим, что в деревне у Манилова царят бес­порядок и разорение, тем временем как все его занятия состоят в бессмысленных мечта­ниях, глупых и неосуществимых проектах («как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд вы­строить каменный мост...»). При создании этого образа Гоголь мастерски использовал и такую деталь, как лежащая в кабинете у Ма­нилова книга, два года заложенная закладкой на четырнадцатой странице. Характер Мани­лова во всей полноте проявляется во время сделки с Чичиковым. Этого помещика, не зна­ющего даже, сколько крестьян у него умерло, заботит, «не будет ли эта негоция не соответ­ствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России»...
В отличие от Манилова Коробочка - сле­дующая изображенная Гоголем помещица — весьма рачительна и знает, как вести хозяй­ство. Автор так описывает Коробочку: «Жен­щина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки... а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки... » Коробочка знает це­ну «копейке», поэтому так боится продеше­вить в сделке с Чичиковым. Все доводы по­следнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей».
Зато проблемы денег и ведение хозяйства совершенно не заботят помещика Ноздрева, к которому Чичиков попадает после посеще­ния поместья Коробочки. Ноздрев принадле­жит к числу людей, которые «всегда говоруны, кутилы, народ видный». Его жизнь заполнена кутежами, карточными играми, бессмыслен­ной тратой денег. Он энергичен, активен и ло­вок. Неудивительно, что предложение Чичи­кова продать ему мертвые души сразу же на­шло живой отклик у Ноздрева. Авантюрист и лгун, этот помещик решил провести Чичи­кова. Только чудо спасает главного героя от физической расправы. Усадьба Ноздрева по­могает лучше понять его характер, и жалкое положение крепостных, из- которых он выко­лачивает все, что возможно.
У Собакевича в отличие от Ноздрева все отличается добротностью и прочностью, да­же колодец «обделан в крепкий дуб». Но это не производит хорошего впечатления на фо­не обрисованных Гоголем уродливых и неле­пых построек и обстановки дома этого поме­щика. Да и сам он не производит благопри­ятного впечатления. Собакевич показался Чичикову «весьма похожим на средней вели­чины медведя». Описывая внешность этого помещика, Гоголь иронически замечает, что природа не долго мудрила над его лицом: «Хватила топором раз — вышел нос, хвати­ла в другой — вышли губы, большим свер­лом ковырнула глаза и, не обскобливши, пу­стила на свет, сказавши: «живет!» Создавая образ этого помещика, автор часто использу­ет прием гиперболизации — это и зверский аппетит Собакевича, и безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыхан­ными усами», украшавшие его кабинет и многое другое.
Собакевич — ярый крепостник, который никогда не упустит своей выгоды, даже если речь идет об умерших крестьянах. В ходе торга с Чичиковым обнаруживаются его алч­ность, стремление к наживе. Заломив цену — «по сту рублей» за мертвую душу, он в кон­це концов соглашается на «два с полтиною», лишь бы не упустить возможности получить деньги за столь необычный товар. «Кулак, кулак!» — подумал о Собакевиче Чичиков, покидая его имение. Помещики Манилов, Коробочка, Ноздрев и Собакевич описаны Гоголем с иронией и сарказмом.
В создании же образа Плюшкина автор использует гротеск. Когда Чичиков впервые увидел этого помещика, он принял его за ключницу. Главный герой подумал, что если бы встретил Плюшкина на паперти, то «...дал бы ему медный грош». Но позже мы узнаем, что этот помещик богат — у него бо­лее тысячи душ крестьян. Гоголь показывает безмерную жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней. Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Несмотря на огромные запасы в его доме, он каждый день ходил по своей деревне и все, что ему попа­далось на глаза, тащил к себе и складывал в углу комнаты. Плюшкин живет одним лишь накопительством, он совершенно оторван от внешнего мира. Ему безразличны судьбы его детей. Тем более его не заботят проблемы уми­рающих от голода крестьян. Все нормальные человеческие чувства давно умерли в его душе.
А ведь когда-то Плюшкин был предприимчи­вым, трудолюбивым хозяином, не лишенным ума и житейского опыта. Соседи заезжали к нему поучиться «мудрой скупости». Но те­перь уже скупость Плюшкина довела его имение до полного упадка. Она совершенно бессмысленна и, как показывает Гоголь, при­водит к полной деградации личности. И если Коробочка у Гоголя «дубинноголовая», Ноздрев — «исторический человек», Собакевич — «человек-кулак», то Плюшкин — это даже не человек, это «прореха на человечестве».
Своей поэмой Н. В. Гоголь не только пока­зал читателю истинное лицо помещиков, но и ввел в литературу понятие «мертвые ду­ши». Мертвыми были не только и не столько те, кто становился предметом торгов Чичико­ва с помещиками. А. И.Герцен так говорил об этом: «Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог на­звать; не ревизские мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие — вот мертвые души, и мы их встречаем на каж­дом шагу».
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 2682 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, скачать бесплатно, Роман, писатель, без регистрации, банк сочинений | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0