После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием.
Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически.
В бессмертной комедии «Горе от ума» и в «Евгении Онегине» в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века. Чацкий и Онегин — ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Онегину тоже «наскучил света шум», его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, «условий света свергнув бремя», отправляется в свое имение. Оба героя достаточно образованны: Чацкий «славно пишет, переводит», Онегин «читал Адама Смита», «знал довольно по-латы-не».
Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. «Пустейший человек, из самых бестолковых», — отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со «страждущей спесью» в лице непременно согласился бы с ним. Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.
Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к «свету пустому». Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса. Онегин же, «условий света свергнув бремя», не находит никакого применения своим знаниям потому, что «труд упорный ему был тошен». У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его.
Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой. Чацкий своим имением «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных.
Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой. Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, «чтоб только время проводить», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.
Столь же различны герои и в главном — в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование — болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья — порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это — не драма всей его жизни. Чацкий — личность он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него — насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.
Душа Онегина опустбшена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии. Запоздалая, невостребованная любовь Онегина — символ жизненного краха.
В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.
2 ВАРИАНТ
Пушкинскому Онегину свойственны разочарование в жизни, русская хандра, ощущение пустоты. Все это гнетет его, и он едет в деревню, дабы убежать от шумной городской жизни, так надоевшей. Но он забывает о том, что является плотью от плоти столичной дворянской молодежи, обитателем той среды, в которой он должен чувствовать себя как рыба в воде. Вот в чем причина метаний Онегина: он не находит места в жизни, где ему следовало бы чувствовать себя спокойно. Этим объясняются его странствия. Он постоянно куда-то бежит.
Каким же мы видим Чацкого? Он в какой-то степени напоминает декабриста, вступающего в «противоречие с обществом», свободомыслящего, образованного и решительного человека, у которого на первом месте стоит идея, «высокие думы», а потом уже все остальное. Ведь он сознательно идет на конфликт с домом Фамусова. Он не может отступить от своих убеждений. Возникает конфликт между чувством и долгом.
Онегин никогда не стал бы конфликтовать, он слишком презирал светское общество и не надеялся быть услышанным. Да и доказывать ему было нечего, он во всем разочаровался. Иное дело Чацкий. Ведь он, так же как Онегин, являет собой довольно распространенный тип тогдашней дворянской молодежи. Только он лишен тех светских предрассудков, которые присущи Онегину, а главное — светской апатии. Чацкий скорее из тех романтиков, что мечтали о преобразовании своей родины, но их не хватало на большее, как спорить с Фамусовым.
Если Онегин душою спит почти до конца романа, то Чацкий весь в кипении страстей, но обращенных не столько к Софье, сколько к ненавистному затхлому миру московского дворянства. Но чем похожи эти два героя — светский франт Онегин и просветитель Чацкий, герои разных произведений, но одной эпохи? Конечно же, они происходят из одного и того же общества, они ровесники, оба умны, проницательны, оба видят пустоту и фальшь светской жизни, оба пытаются найти себя. У обоих неудачно складываются отношения с женщинами, но причины этого несколько разные. Чацкий, влюбленный в Софью, постепенно разочаровывается в ней, находя в ее характере черты ненавистного ему общества. Он осуждает ее. Онегин впервые встречает Татьяну, уже пребывая в глубоком разочаровании от жизни. На любовь Татьяны он реагирует благородно, заявляя, что не способен стать достойным мужем и отцом семейства.
Чацкий бежит от общества, в котором задыхается. Онегин бежит от себя. И удача его в том, что он находит себя, когда второй раз встречается с Татьяной. Вспыхнувшая любовь не приносит ему счастья, но страдание помогает осмыслить и более полно ощутить жизнь. Эти два человека выросли на одной почве, но у них разные устремления. Один стремится исправить окружающий его мир, а второй занят обустройством самого себя, своей души.
|