Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 23.12.2024, 00:04:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

16:21:40
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Вариант 1
 Скромное по объему сравнительно с дру­гими русскими классиками творчество Лер­монтова внутренне едино и цельно. Лермон­тов мог бы сказать о себе словами Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть...». Белинский очень точно определил смысл этой «думы»: «нрав­ственные вопросы о судьбах и правах чело­веческой личности» — вот суть всего лер­монтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика.
 Своего лирического героя Лермонтов повто­рил и в героях поэм, и в Арбенине, и в Пе­чорине. Цельность лирическому герою Лермонто­ва придает система основных мотивов его ли­рики, проходящая через все стихотворения великого русского романтика. И как положе­но истинному романтику, исходным и опре­деляющим оказывается мотив резко отрица­тельного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ве­дущей антитезе в изображении дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности («Смерть по­эта», «Как часто пестрою толпою окружен»).
Отрицательно оценивает Лермонтов и обрат­ную сторону активной бесчеловечности дво­рянского света — опустошенность, внутрен­нюю мертвенность, безвольную, рабскую по­корность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в «Думе» («Печально я гляжу на наше поколенье...»), где все общепринятые ценности поэт призна­ет ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это — любовь к свободе.
Стремление к свободе порождает мятежность («Парус»), желание активно бороться за нее («Я жить хо­чу! хочу печали...»). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в «стране ра­бов, стране господ» — второй важнейший лер­монтовский мотив («Утес», «На севере ди­ком»). Герой обречен быть вечным странником («Нет, я не Байрон», «Кинжал», «Листок»), из­гнанником («Тучи»), узником («Желанье» -1832, «Узник», «Соседка»). Поэтому герой уходит в себя, в свой вну­тренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е го­ды общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышле­ниях лирический герой Лермонтова прояв­ляет стойкость, мужество и непримиримость («Пророк»). Уходя в себя, лирический герой Лер­монтова делает свою душу ареной внутрен­него конфликта, отражающего его неприми­ренность с обществом рабов — господ.
До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из «Думы»: «И царствует в груди ка­кой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови», — жажда активной жизни и созна­ние ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихо­творениях Лермонтова дальнейшее раскры­тие. «Холод тайный» приводит героя к песси­мизму и опустошенности: «И жизнь, как по­смотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя на­смешливо назад». «Огонь в крови» заставля­ет искать иную жизнь, надеяться на нее — третий и тоже характернейший лермонтов­ский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к идее единения с богом («Ангел», «Ветка Палестины»), но чаще всего мы заста­ем героя в поисках родной души («На севере диком», «Утес», «В полдневный жар в доли­не Дагестана...»). Однако он не верит в друж­бу («...друзей клевета ядовитая...»), что же касается любви — «Любить... но кого же? на время — не стоит труда, а вечно любить не­возможно». Поэтому любовь в стихотворени­ях Лермонтова всегда неразделенная, непо­стоянная, кончающаяся изменой.
Безответ­ственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь в его стихах обще­ственно обусловлена. Избавление от одино­чества герой находит в соединении с приро­дой. Здесь, подобно Пушкину (от «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» к «Вновь я посетил...»), Лермонтов от констатации равнодушия при­роды к человеку в стихотворении «Когда вол­нуется желтеющая нива... » приходит к пре­одолению этого чувства в своем позднем ше­девре «Выхожу один я на дорогу...». Освобождает героя от внутренней кон­фликтности и одиночества путь к народу, к на­родной жизни.
«Бородино» — очень важная ве­ха на этом пути, ярчайшее проявление единст­ва героя и массы вне антитезы рабов—господ. То же в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно, право...»). Народ помогает ге­рою обрести родину. Родина — одна из вечных тем лирики.
Сначала Лермонтов трактует родину байро­нически в духе пушкинской элегии «Погасло дневное светило...», чувство родины заменя­ет радость изгнанника («Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной...»), «Спеша на се­вер из далека...»). Здесь родина представле­на в духе поздней лирики Пушкина как ме­сто рождения и будущего последнего успо­коения. Итоги исканий героя находим в стихотво­рениях «Бородино» и «Родина», в них роди­на — это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лири­ческой мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и оп­ределило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова — одно из конкрет­ных проявлений активности личности вооб­ще. Творчество — значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта («Пророк»). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличи-характер: «О как мне хочется сму­тить веселость их и дерзко бросить им в гла­за железный стих, облитый горечью и злос­тью...». Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народ­ных дум («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Такое понимание задач поэта привело к де­мократизации героя последних стихотворе­ний Лермонтова. В «Валерике» это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в «Завещании» («Наедине с тобою, брат...») - простой солдат, умирающий от раны. Конеч­но, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его мо­нологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предва­ряет монологи некрасовских крестьян. Разберем с детства знакомый «Парус».
Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно са­мому неподготовленному читателю. Лермон­тов много взял у Пушкина, в том числе овла­дел пушкинским талантом краткости и про­стоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении «Парус» представляет собой миниатюрную энцикло­педию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, то есть повествовательное стихотворение с обобща­ющим суждением. «Парус» символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском мо­ре и «в стране далекой» и ищет избавления от одиночества «в краю родном». Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет «холода тайного», но на возможность обрете­ния счастья он смотрит уже пессимистичес­ки (междометие «увы»), И бежит он, конеч­но, не от избытка счастья в «краю родном».
Очевидно, что кроме одиночества его погнало в дорогу то же, что гонит на юг «тучки небес­ные» в другом стихотворении. Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встре­чается и в «Тучах», но умиротворенность герою «Паруса» чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения являет­ся указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мя- тежность — характерная черта духовного мира людей годов. Об этом говорил Бе­линский («Жизнь есть действование, а дейст­вовать есть борьба») и Герцен («Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить О таком человеке лермонтовский «Парус», его нравственные качества как высшую жиз­ненную ценность поэт утверждает средства­ми лирики.
 
Вариант 2
 С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века — эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправ­лялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с сочувст­вующими им. Николаевский режим пресле­довал не только недозволенные действия, но и недозволенные мысли. Жестокая реакция сделала свое дело — страна погрузилась в состояние апатии, в равнодушие, в бездейст­вие. И все же остановить развитие обществен­ной мысли вообще реакция не могла. Хоть изредка, но печатались произведения по­этов-декабристов, Кюхельбекера, Одоевско­го; начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский; смело шагнул в литературу юный Лермонтов.
На­писанное на смерть Пушкина стихотворение «Смерть Поэта» прогремело на всю страну и сделало имя автора известным. С восторгом относящийся к поэзии Пуш­кина, молодой Лермонтов не смог обуздать свой гнев, вызванный предательским убийст­вом гениального поэта, и высказал своим сти­хотворением дерзкое обвинение всем винов­ным, назвав их «палачами». Кроме того, поэт напоминает о существование Божиего суда, который «не доступен звону злата» и от ко­торого невозможно скрыть не только подлые поступки, но и подлые мысли. Перед этим «грозным судом» обязательно окажутся все, кто толкал «дивного гения» на смерть:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата
 Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов выступал от лица целого поко­ления, живущего в эпоху безвременья, он ос­мыслил, суммировал многие горькие и траги­ческие судьбы. Время навевало грустные мысли, которые, в свою очередь, выливались в печальные стихи. Полны трагизма и скорби лермонтовские стихи о России и русском народе. С болью и сожалением в стихотворении «Жалобы тур­ка» поэт вынужден признать, что отечество его — «дикий край», «где хитрость и беспеч­ность злобе дань несут», где процветает уни­жающее человеческое достоинство крепост­ничество:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя отчизна!
Гордость звучит в словах поэта, когда он говорит о лучших людях России, называя их «умы и хладные и твердые, как камень», и в то же время Лермонтов с горечью при­знает, что они не могут реализовать себя, эпоха подчиняет их всеобщему равнодушию и апатии, «мощь их давится безвременной тоской, и рано гаснет в них добра спокойный пламень».
Как и Пушкин, Лермонтов обращается к славному прошлому отечества, к образам лю­дей, храбро и мужественно сражавшихся против французских захватчиков. Так появ­ляется стихотворение «Бородино» — гимн величию и отваге соотечественников. Воспе­вая могучий дух воинов прошлых лет, автор тут же скорбит об отсутствии такового у со­временников. Патриотическими чувствами проникнуто и стихотворение «Родина». «Люблю отчизну я, но странною любовью!» — говорит поэт и дальше поясняет, что любит не богатырей не героические страницы рус­ской истории, которых не вернуть, — ему милы картины мирной деревенской жизни, неброская красота родной природы, обычаи простых людей:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средъ желтой нивы
Чету белеющих берез. <...>
И в вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Бездействие его поколения, равнодушие соотечественников ко всему возмущают Лер­монтова. Как не похоже его поколение на со­временников Пушкина, отчаянных, обуревае­мых действием, вольнолюбивыми мечтами, жаждой служения отечеству и славы! С грус­тью и отчаянием в стихотворении «Дума» гово­рит поэт о том, что современники не оставят никакого следа в истории и за это будут спра­ведливо осуждены и осмеяны потомками:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
С детства мечтая быть поэтом, Лермонтов рано стал задумываться о роли поэта в жиз­ни общества. Какой должна быть поэзия и что должен поэт передать людям — эти вопросы волновали его на протяжении всего творчес­кого пути.
Уже в стихотворении 1830 года («О, полно извинять разврат!..») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили каз­ни». Но позже тема поэзии получила в твор­честве Лермонтова новое звучание.
Появля­ется целый цикл стихов, в которых автор объявляет свое поэтическое кредо, Среди них «Поэт», «Пророк» и другие. В первом ав­тор сокрушается, что в эпоху далеко не геро­ическую поэзия стала всего лишь пустой, за­бытой побрякушкой, подобно кинжалу, укра­шающему стену в доме. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился со своей участью. Не позор ли это для настоя­щего поэта? В заключительной строфе автор говорит от имени поэта, тяготящегося без­действием, для кого идеалы предшествую­щей эпохи не утратили ценностей:
Проснешъсяль ты опять, осмеянный пророк!
 Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых не свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
В «Пророке» затрагивается проблема непо­нимания поэта обществом. Лермонтов расска­зывает о судьбе поэта-пророка: его обличитель­ные речи и высокие призывы встретили враж­дебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив свободы, к которой поэт так стремился и которая недостижима для него. От осозна­ния этой недостижимости поэту «и скучно и грустно». Он, разуверившись и в дружбе, и в любви, приходит к выводу, что жизнь — это всего лишь «пустая и глупая шутка». Как и в гражданской, в интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного. Траги­ческий характер любви в его стихах во многом обусловлен единственной и неразделенной любовью поэта к Варе Лопухиной:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор,
Столь нежный для других...
В отличие от Пушкина, в стихах которого любовь — всегда радость, счастье, свет, у Лермонтова — это чувство высокое, свет­лое, но всегда неразделенное и потому не приносящее счастья. В связи с личными не­удачами через всю любовную лирику поэта проходит образ неверной возлюбленной, не­достойной глубокого и настоящего чувства: Мне грустно, потому что я тебя люблю...
Стихи Лермонтова — это напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта не столько сосредоточен на действительности, сколько обращен внутрь души. Чувство, которое трудно выразить словами, лежит в основе стихотворения «Выхожу один я на дорогу...». Содержание его фило­софское и состоит в сопоставлении спокой­ной, умиротворенной природы и неспокойно­го, страдающего человека, бесконечно ищу­щего ответы на вечные вопросы. Лирический герой томится от невозможности понять са­мого себя, от несбыточности желаний. В нем нет природной гармонии:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Не принимавший равнодушия и безраз­личия, не понятый современниками, не на­шедший любви, Лермонтов отдавал себя творчеству. Стихи его грустные, иными они быть не могли: слишком в безрадостное вре­мя выпало жить поэту. Но в стихах Лермон­това мы находим отклики на самые важные вопросы жизни.
 
Вариант 3
Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, от­разил идеи и настроения молодежи 30-х го­дов XIX века. Ранняя лирика Лермонтова полна размы­шлений об изменчивости музы, о пламени вдохновения, о трагическом положении по­эта. Ей присущ особый голос, который отли­чает Лермонтова от других поэтов. Чаще всего в тоне этого голоса звучат музыка и грусть, поэт бросает вызов судьбе, ощущает горечь потерь и признается в любви к роди­не.
 Художественный мир Лермонтова насы­щен пафосом свободы. Герой его стихов — романтик. Он внутренне свободен, хочет из­менить существующий порядок и бунтует против него, но не находит понимания у ок­ружающих и потому несчастен. Исповедь та­кого романтического героя, с которым поэт, несомненно, отождествляет себя, изложена в стихотворении «Русская мелодия»:
В уме своем я создал мир иной
И образов своих существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья...
В этом стихотворении выразился еще один мотив, более характерный для лирики последних лет жизни Лермонтова, — поэт как бы предчувствует свой трагический конец:
...И звук внезапно струны оборвет,
И слышится начало песни! — но напрасно! —
Никто конца ее не допоет!..
В 1836 году Лермонтов с гневом и болью пишет стихотворение «Смерть Поэта». Лер­монтов бичует «завистливый и душный свет» «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона». Он противопоставляет им «восстав­шего против мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщенью.
Близко по ду­ху к стихотворению «Смерть Поэта» стихо­творение «Дума». Здесь слышатся раздумья о судьбах отдельных людей и всего народа. Герой стихотворения, человек мужественный, выносит обвинительный приговор поколению. Сначала он говорит об отцах, прославленных своими победами, но не свободных от оши­бок. Далее о детях — лермонтовском поколе­нии. Они вместо того, чтобы творить, умно­жать славу страны, интригуют, безумно тра­тят время на пиры да забавы, клевещут друг на друга. Далее — внуки. Они-то и потребу­ют отчета. Одним из ведущих в лирике Лермонтова является мотив природы.
Роль природы в стихах несколько меняется по мере развития и углубления творчества поэта. Если в ран­ней лирике пейзаж служил лишь созданию и поддержанию романтического ореола во­круг личности героя, то в более поздних про­изведениях обращение к нему дает повод для философских размышлений и обсуждения актуальных проблем. Мотив природы с явно ощутимой ностальгической ноткой звучит в стихах на кавказскую тему:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета, В этот период в стихах ясно слышится патриотический мотив («Ро­дина», «Прощай, немытая Россия...», «Выхо­жу один я на дорогу...»). Россия у Лермонто­ва многолика и противоречива: обильная и нищая, обездоленная в настоящем и живу­щая надеждой на будущее.
В стихотворении «Родина» собраны приметы крестьянской, деревенской России. Лермонтов пришел к той же мысли, что и декабристы: народ явля­ется главной движущей силой истории. Лер­монтов был духовно близок декабристам, потому в стихотворении «Прощай, немытая Россия... » звучит нота безысходности: есть господа и есть рабы, но нет России, а в поис­ках свободы можно укрыться лишь за стеной Кавказа:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В стихотворении «Выхожу один я на доро­гу...» слышится чувство отчуждения и одино­чества, поэт философски обобщает частные явления. Но здесь пейзаж тоже напоминает о России, а желание отстраниться от мира ра­бов и господ выглядит как попытка к бегству из настоящего в будущее, как заветное жела­ние очутиться среди потомков, когда сбудут­ся мечты и надежды лучших людей поколе­ния Лермонтова.
К патриотической лирике можно отнести и стихотворение «Бородино», где воспеваются победы отцов. Мотив взаимоотношений поэта и поэзии слышится в стихотворениях «Поэт» и «Про­рок». Автор сожалеет о том, что современни­ки перестали понимать простой и гордый язык поэта. «Пророк» — это рассказ о судь­бе поэта-пророка, который становится объ­ектом мести за то, что он отличается от со­временников.
Тема любви у Лермонтова звучит с нот­ками скорби и одиночества. Лирический ге­рой не верит в чистую и искреннюю любовь в современном ему обществе. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщин. Любовь не приносит поэту радости:
Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним,
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним;
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!
Хотя почти всю лирику Лермонтова про­низывает чувство горечи, утраты и одиноче­ства, поэт никогда не покорялся судьбе. Мя­тежный дух стихов, их лиризм, глубина за­ключенной в них мысли, их удивительная музыкальность и потрясающее совершенство ставят Лермонтова в ряд великих поэтов.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1498 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, по русской литературе, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0