Вариант 1
Скромное по объему сравнительно с другими русскими классиками творчество Лермонтова внутренне едино и цельно. Лермонтов мог бы сказать о себе словами Мцыри: «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть...». Белинский очень точно определил смысл этой «думы»: «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности» — вот суть всего лермонтовского творчества. И главным в этом творчестве, как и у Пушкина, была лирика.
Своего лирического героя Лермонтов повторил и в героях поэм, и в Арбенине, и в Печорине. Цельность лирическому герою Лермонтова придает система основных мотивов его лирики, проходящая через все стихотворения великого русского романтика. И как положено истинному романтику, исходным и определяющим оказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному бытию. Он конкретизируется в образе тирана и ведущей антитезе в изображении дворянского света: внешнем благообразии и жестокой внутренней бесчеловечности («Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен»).
Отрицательно оценивает Лермонтов и обратную сторону активной бесчеловечности дворянского света — опустошенность, внутреннюю мертвенность, безвольную, рабскую покорность человека палачам и невеждам. Этот мотив ведущий и универсальный в «Думе» («Печально я гляжу на наше поколенье...»), где все общепринятые ценности поэт признает ложными. Тиранам и рабам противостоит у Лермонтова обладатель острого ума и живого чувства, и чувство это — любовь к свободе.
Стремление к свободе порождает мятежность («Парус»), желание активно бороться за нее («Я жить хочу! хочу печали...»). Поэтому уделом такой личности остается одиночество в «стране рабов, стране господ» — второй важнейший лермонтовский мотив («Утес», «На севере диком»). Герой обречен быть вечным странником («Нет, я не Байрон», «Кинжал», «Листок»), изгнанником («Тучи»), узником («Желанье» -1832, «Узник», «Соседка»). Поэтому герой уходит в себя, в свой внутренний мир. Уже Белинский показал, что самоуглубление, рефлексия, было в 30-е годы общественно значимо, подготавливало будущую деятельность. В своих размышлениях лирический герой Лермонтова проявляет стойкость, мужество и непримиримость («Пророк»). Уходя в себя, лирический герой Лермонтова делает свою душу ареной внутреннего конфликта, отражающего его непримиренность с обществом рабов — господ.
До Лермонтова русская литература внутреннего конфликта личности не знала, у Онегина он лишь намечен и разовьется после окончания романа. Смысл этого конфликта раскрывают строки из «Думы»: «И царствует в груди какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови», — жажда активной жизни и сознание ее невозможности. Обе стороны этого внутреннего конфликта получили в стихотворениях Лермонтова дальнейшее раскрытие. «Холод тайный» приводит героя к пессимизму и опустошенности: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, такая пустая и глупая шутка»; «И к гробу мы спешим без счастья и без славы, глядя насмешливо назад». «Огонь в крови» заставляет искать иную жизнь, надеяться на нее — третий и тоже характернейший лермонтовский мотив. Стремление отыскать иную жизнь может привести к идее единения с богом («Ангел», «Ветка Палестины»), но чаще всего мы застаем героя в поисках родной души («На севере диком», «Утес», «В полдневный жар в долине Дагестана...»). Однако он не верит в дружбу («...друзей клевета ядовитая...»), что же касается любви — «Любить... но кого же? на время — не стоит труда, а вечно любить невозможно». Поэтому любовь в стихотворениях Лермонтова всегда неразделенная, непостоянная, кончающаяся изменой.
Безответственность и непостоянство женского чувства у Лермонтова нельзя объяснить биографией поэта: несчастная любовь в его стихах общественно обусловлена. Избавление от одиночества герой находит в соединении с природой. Здесь, подобно Пушкину (от «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» к «Вновь я посетил...»), Лермонтов от констатации равнодушия природы к человеку в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива... » приходит к преодолению этого чувства в своем позднем шедевре «Выхожу один я на дорогу...». Освобождает героя от внутренней конфликтности и одиночества путь к народу, к народной жизни.
«Бородино» — очень важная веха на этом пути, ярчайшее проявление единства героя и массы вне антитезы рабов—господ. То же в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно, право...»). Народ помогает герою обрести родину. Родина — одна из вечных тем лирики.
Сначала Лермонтов трактует родину байронически в духе пушкинской элегии «Погасло дневное светило...», чувство родины заменяет радость изгнанника («Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной...»), «Спеша на север из далека...»). Здесь родина представлена в духе поздней лирики Пушкина как место рождения и будущего последнего успокоения. Итоги исканий героя находим в стихотворениях «Бородино» и «Родина», в них родина — это народ в войне и мире. Характерно в последнем стихотворении развитие лирической мысли от абстрактных представлений к конкретно-бытовым образам.
Общение с народом как единственно действенное лекарство от одиночества и определило понимание Лермонтовым фигуры поэта. Поэт для Лермонтова — одно из конкретных проявлений активности личности вообще. Творчество — значимая деятельность, но свет никогда не поймет поэта («Пророк»). Конфликт лермонтовского героя с обществом задает деятельности поэта сатирико-обличи-характер: «О как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью...». Противостояние свету придает фигуре поэта функции пророка и выразителя народных дум («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).
Такое понимание задач поэта привело к демократизации героя последних стихотворений Лермонтова. В «Валерике» это простой боевой офицер среди фронтовых будней, в «Завещании» («Наедине с тобою, брат...») - простой солдат, умирающий от раны. Конечно, и ему Лермонтов придал характерные черты своего лирического героя, но в его монологе поэт заговорил языком народа. Это стихотворение вполне определенно предваряет монологи некрасовских крестьян. Разберем с детства знакомый «Парус».
Это стихотворение стало хрестоматийным потому, что оно очень понятно и доступно самому неподготовленному читателю. Лермонтов много взял у Пушкина, в том числе овладел пушкинским талантом краткости и простоты словесной формы при сохранении глубины смысла. В этом отношении «Парус» представляет собой миниатюрную энциклопедию основных мотивов лирики Лермонтова. По жанру это лирическая новелла, то есть повествовательное стихотворение с обобщающим суждением. «Парус» символизирует лермонтовского лирического героя. Конечно, он в первую очередь одинок в житейском море и «в стране далекой» и ищет избавления от одиночества «в краю родном». Бурная стихия привлекает и не пугает его, ибо избавиться от одиночества он предполагает в активной деятельности. Как видим, у него еще нет «холода тайного», но на возможность обретения счастья он смотрит уже пессимистически (междометие «увы»), И бежит он, конечно, не от избытка счастья в «краю родном».
Очевидно, что кроме одиночества его погнало в дорогу то же, что гонит на юг «тучки небесные» в другом стихотворении. Между тем вокруг прекрасный Божий мир. Характерно, кстати, что лазурь встречается и в «Тучах», но умиротворенность герою «Паруса» чужда. Ключевым понятием, новым словом этого стихотворения является указание на мятежность героя. Гармония и покой Божьего творения не для него. Мя- тежность — характерная черта духовного мира людей годов. Об этом говорил Белинский («Жизнь есть действование, а действовать есть борьба») и Герцен («Человеку хочется действовать, ибо одно действование может вполне удовлетворить О таком человеке лермонтовский «Парус», его нравственные качества как высшую жизненную ценность поэт утверждает средствами лирики.
Вариант 2
С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века — эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправлялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с сочувствующими им. Николаевский режим преследовал не только недозволенные действия, но и недозволенные мысли. Жестокая реакция сделала свое дело — страна погрузилась в состояние апатии, в равнодушие, в бездействие. И все же остановить развитие общественной мысли вообще реакция не могла. Хоть изредка, но печатались произведения поэтов-декабристов, Кюхельбекера, Одоевского; начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский; смело шагнул в литературу юный Лермонтов.
Написанное на смерть Пушкина стихотворение «Смерть Поэта» прогремело на всю страну и сделало имя автора известным. С восторгом относящийся к поэзии Пушкина, молодой Лермонтов не смог обуздать свой гнев, вызванный предательским убийством гениального поэта, и высказал своим стихотворением дерзкое обвинение всем виновным, назвав их «палачами». Кроме того, поэт напоминает о существование Божиего суда, который «не доступен звону злата» и от которого невозможно скрыть не только подлые поступки, но и подлые мысли. Перед этим «грозным судом» обязательно окажутся все, кто толкал «дивного гения» на смерть:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Лермонтов выступал от лица целого поколения, живущего в эпоху безвременья, он осмыслил, суммировал многие горькие и трагические судьбы. Время навевало грустные мысли, которые, в свою очередь, выливались в печальные стихи. Полны трагизма и скорби лермонтовские стихи о России и русском народе. С болью и сожалением в стихотворении «Жалобы турка» поэт вынужден признать, что отечество его — «дикий край», «где хитрость и беспечность злобе дань несут», где процветает унижающее человеческое достоинство крепостничество:
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!..
Друг! Этот край... моя отчизна!
Гордость звучит в словах поэта, когда он говорит о лучших людях России, называя их «умы и хладные и твердые, как камень», и в то же время Лермонтов с горечью признает, что они не могут реализовать себя, эпоха подчиняет их всеобщему равнодушию и апатии, «мощь их давится безвременной тоской, и рано гаснет в них добра спокойный пламень».
Как и Пушкин, Лермонтов обращается к славному прошлому отечества, к образам людей, храбро и мужественно сражавшихся против французских захватчиков. Так появляется стихотворение «Бородино» — гимн величию и отваге соотечественников. Воспевая могучий дух воинов прошлых лет, автор тут же скорбит об отсутствии такового у современников. Патриотическими чувствами проникнуто и стихотворение «Родина». «Люблю отчизну я, но странною любовью!» — говорит поэт и дальше поясняет, что любит не богатырей не героические страницы русской истории, которых не вернуть, — ему милы картины мирной деревенской жизни, неброская красота родной природы, обычаи простых людей:
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средъ желтой нивы Чету белеющих берез. <...> И в вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Бездействие его поколения, равнодушие соотечественников ко всему возмущают Лермонтова. Как не похоже его поколение на современников Пушкина, отчаянных, обуреваемых действием, вольнолюбивыми мечтами, жаждой служения отечеству и славы! С грустью и отчаянием в стихотворении «Дума» говорит поэт о том, что современники не оставят никакого следа в истории и за это будут справедливо осуждены и осмеяны потомками:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
С детства мечтая быть поэтом, Лермонтов рано стал задумываться о роли поэта в жизни общества. Какой должна быть поэзия и что должен поэт передать людям — эти вопросы волновали его на протяжении всего творческого пути.
Уже в стихотворении 1830 года («О, полно извинять разврат!..») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни». Но позже тема поэзии получила в творчестве Лермонтова новое звучание.
Появляется целый цикл стихов, в которых автор объявляет свое поэтическое кредо, Среди них «Поэт», «Пророк» и другие. В первом автор сокрушается, что в эпоху далеко не героическую поэзия стала всего лишь пустой, забытой побрякушкой, подобно кинжалу, украшающему стену в доме. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился со своей участью. Не позор ли это для настоящего поэта? В заключительной строфе автор говорит от имени поэта, тяготящегося бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
Проснешъсяль ты опять, осмеянный пророк!
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых не свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
В «Пророке» затрагивается проблема непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о судьбе поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив свободы, к которой поэт так стремился и которая недостижима для него. От осознания этой недостижимости поэту «и скучно и грустно». Он, разуверившись и в дружбе, и в любви, приходит к выводу, что жизнь — это всего лишь «пустая и глупая шутка». Как и в гражданской, в интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного. Трагический характер любви в его стихах во многом обусловлен единственной и неразделенной любовью поэта к Варе Лопухиной:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор,
Столь нежный для других...
В отличие от Пушкина, в стихах которого любовь — всегда радость, счастье, свет, у Лермонтова — это чувство высокое, светлое, но всегда неразделенное и потому не приносящее счастья. В связи с личными неудачами через всю любовную лирику поэта проходит образ неверной возлюбленной, недостойной глубокого и настоящего чувства: Мне грустно, потому что я тебя люблю...
Стихи Лермонтова — это напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта не столько сосредоточен на действительности, сколько обращен внутрь души. Чувство, которое трудно выразить словами, лежит в основе стихотворения «Выхожу один я на дорогу...». Содержание его философское и состоит в сопоставлении спокойной, умиротворенной природы и неспокойного, страдающего человека, бесконечно ищущего ответы на вечные вопросы. Лирический герой томится от невозможности понять самого себя, от несбыточности желаний. В нем нет природной гармонии:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Не принимавший равнодушия и безразличия, не понятый современниками, не нашедший любви, Лермонтов отдавал себя творчеству. Стихи его грустные, иными они быть не могли: слишком в безрадостное время выпало жить поэту. Но в стихах Лермонтова мы находим отклики на самые важные вопросы жизни.
Вариант 3
Белинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, отразил идеи и настроения молодежи 30-х годов XIX века. Ранняя лирика Лермонтова полна размышлений об изменчивости музы, о пламени вдохновения, о трагическом положении поэта. Ей присущ особый голос, который отличает Лермонтова от других поэтов. Чаще всего в тоне этого голоса звучат музыка и грусть, поэт бросает вызов судьбе, ощущает горечь потерь и признается в любви к родине.
Художественный мир Лермонтова насыщен пафосом свободы. Герой его стихов — романтик. Он внутренне свободен, хочет изменить существующий порядок и бунтует против него, но не находит понимания у окружающих и потому несчастен. Исповедь такого романтического героя, с которым поэт, несомненно, отождествляет себя, изложена в стихотворении «Русская мелодия»:
В уме своем я создал мир иной
И образов своих существованье;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья...
В этом стихотворении выразился еще один мотив, более характерный для лирики последних лет жизни Лермонтова, — поэт как бы предчувствует свой трагический конец:
...И звук внезапно струны оборвет,
И слышится начало песни! — но напрасно! —
Никто конца ее не допоет!..
В 1836 году Лермонтов с гневом и болью пишет стихотворение «Смерть Поэта». Лермонтов бичует «завистливый и душный свет» «палачей свободы», «жадною толпой стоящих у трона». Он противопоставляет им «восставшего против мнений света» Пушкина, смерть которого взывает к отмщенью.
Близко по духу к стихотворению «Смерть Поэта» стихотворение «Дума». Здесь слышатся раздумья о судьбах отдельных людей и всего народа. Герой стихотворения, человек мужественный, выносит обвинительный приговор поколению. Сначала он говорит об отцах, прославленных своими победами, но не свободных от ошибок. Далее о детях — лермонтовском поколении. Они вместо того, чтобы творить, умножать славу страны, интригуют, безумно тратят время на пиры да забавы, клевещут друг на друга. Далее — внуки. Они-то и потребуют отчета. Одним из ведущих в лирике Лермонтова является мотив природы.
Роль природы в стихах несколько меняется по мере развития и углубления творчества поэта. Если в ранней лирике пейзаж служил лишь созданию и поддержанию романтического ореола вокруг личности героя, то в более поздних произведениях обращение к нему дает повод для философских размышлений и обсуждения актуальных проблем. Мотив природы с явно ощутимой ностальгической ноткой звучит в стихах на кавказскую тему:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ!
К 1841 году лирика Лермонтова достигла высшего расцвета, В этот период в стихах ясно слышится патриотический мотив («Родина», «Прощай, немытая Россия...», «Выхожу один я на дорогу...»). Россия у Лермонтова многолика и противоречива: обильная и нищая, обездоленная в настоящем и живущая надеждой на будущее.
В стихотворении «Родина» собраны приметы крестьянской, деревенской России. Лермонтов пришел к той же мысли, что и декабристы: народ является главной движущей силой истории. Лермонтов был духовно близок декабристам, потому в стихотворении «Прощай, немытая Россия... » звучит нота безысходности: есть господа и есть рабы, но нет России, а в поисках свободы можно укрыться лишь за стеной Кавказа:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» слышится чувство отчуждения и одиночества, поэт философски обобщает частные явления. Но здесь пейзаж тоже напоминает о России, а желание отстраниться от мира рабов и господ выглядит как попытка к бегству из настоящего в будущее, как заветное желание очутиться среди потомков, когда сбудутся мечты и надежды лучших людей поколения Лермонтова.
К патриотической лирике можно отнести и стихотворение «Бородино», где воспеваются победы отцов. Мотив взаимоотношений поэта и поэзии слышится в стихотворениях «Поэт» и «Пророк». Автор сожалеет о том, что современники перестали понимать простой и гордый язык поэта. «Пророк» — это рассказ о судьбе поэта-пророка, который становится объектом мести за то, что он отличается от современников.
Тема любви у Лермонтова звучит с нотками скорби и одиночества. Лирический герой не верит в чистую и искреннюю любовь в современном ему обществе. Чаще всего Лермонтов пишет о неразделенной любви, об измене женщин. Любовь не приносит поэту радости:
Мгновение вместе мы были,
Но вечность — ничто перед ним,
Все чувства мы вдруг истощили,
Сожгли поцелуем одним;
Прости! — не жалей безрассудно,
О краткой любви не жалей:
казалось нам трудно,
Но встретиться было б трудней!
Хотя почти всю лирику Лермонтова пронизывает чувство горечи, утраты и одиночества, поэт никогда не покорялся судьбе. Мятежный дух стихов, их лиризм, глубина заключенной в них мысли, их удивительная музыкальность и потрясающее совершенство ставят Лермонтова в ряд великих поэтов. |