Некрасов отдал дань
романтизму сборником стихотворений «Мечты и звуки» (1840), жестоко осужденным,
даже тогда же Белинским. Зрелый
Некрасов, начиная со стихотворения «В дороге» («Скучно? скучно!.. Ямщик
удалой...»), является продолжателем пушкинской линии в русской поэзии — по
преимуществу.
В некрасовской поэзии есть
лирический герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных
с определенным типом личности, как у Лермонтова, а общими принципами отношения
к действительности.
И здесь Некрасов выступает
как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию,
расширивший горизонты действительности. Тематика лирики Некрасова
разнообразна.
Первый из художественных
принципов Некрасова-лирика можно назвать социальным. Узкий круг лирической
тематики он дополнил новой темой — социальной. Вспомним хрестоматийные строки
«Вчерашний день,часу в шестом». В своем
последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба...» поэт в последний раз
вспомнит «эту бледную, в крови, кнутом иссеченную Источник вдохновения поэта, Муза, у Некрасова — родная сестра
несчастных, подвергаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота
природы, а страдания замученных нуждой бедняков — вот источник лирических переживаний во многих стихах
Некрасова.
Причем эта социальная тема
меняет характер и собственно любовной лирики. «Ночь.Успели мы всем насладиться.
Что ж нам делать? Не хочется спать», — начинается стихотворение 1858 года. И
герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «чьи работают грубые
руки, предоставив почтительно нам погружаться в искусства, в науки,
предаваться мечтам и страстям». Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов
выражает здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего,
не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни.
В то же время лирический
герой Некрасова не просто разночинец, а разночинный интеллигент. Вот еще один
шедевр некрасовской любовной лирики «Я не люблю иронии твоей... » (датируется
предположительно 1850 годом и, тоже предположительно, обращенное к К. Я.
Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии: герой и героиня
культурные люди, в их отношениях — ирония и, главное, высокий уровень самосознания.
Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее
грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее
разрешения напоминают отношения героев Чернышевского «Что делать?».
Ярчайшим проявлением новой
лирической темы — социальной стало стихотворение «Еду ли ночью по улице
темной». Это душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и бездомная», женщина
вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве социальной неустроенности.
Из этого же ряда многие стихотворения 1840-х годов «В дороге»,«Перед дождем», «Тройка»,
«Родина», «Псовая охота», цикл «На улице», «Несжатая полоса», «Маша»,
«Тяжелый крест достался ей на долю», «В больнице». Пафос этих стихотворений,
источник лиризма, в них суммируется и обобщается в небольшой поэме «Рыцарь на
час», особенно в знаменитых строках:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви! —
обращается поэт к матери. Эти
строки волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип
Некрасова-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии,
отсутствующим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С
дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зимнюю пору...» —
про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении «Крестьянские дети», где показана «другая сторона» крестьянского детства:
«Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырастет
он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему». То есть герой
некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений.
Иными словами, носителем, субъектом социальной типизации оказывается не только
автор, но и его лирический герой. Социальный аналитизм пронизывает два
известнейших стихотворения — «Размышления у парадного подъезда» и «Железная
дорога». В «Размышлениях» конкретный единичный факт — приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ — возводится в ранг
типичного явления: «Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних
губерний». Лирический герой домысливает то, что на увиденных им из окна
мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии «За заставой, в
харчевне убогой...» и, наконец, знаменитый финал стихотворения «Назови мне
такую обитель...».
За «Железную дорогу» редактор
«Современника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения
получил второе, предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева, известного автора
либерально-реформаторских проектов.
Особые нарекания цензуры
вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все
«страшно эффектное», как выразился один из них, стихотворение придает эпиграфу
острый общественный смысл и бросает тень не
только на руководившего строительством Николаевской железной дороги бывшего
главноуправляющего железными дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего
покровителя, и на его ныне царствующего сына. Вторая и четвертая части
стихотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение
правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и спаивании собственного
народа. Столь же социально заострено и презрительное отношение Ванюшиного
папаши-генерала к каторжному труду простого народа.
Два принципа отражения
действительности в некрасовской лирике закономерно выходили на третий принцип
— революционность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только
народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему.
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его стихам
агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона
сознания лирического героя проявилась в стихотворениях, посвященных
сподвижникам Некрасова по революционно-демократическому движению, вождям
этого движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву. Некрасов в
обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демократическая
деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль «народного
заступника» для Некрасова есть, используя формулу Фета, «патент на
благородство; для любого честно мыслящего современника. Черты вождей
революционной демократии приобретают иконописный характер, их жизненный путь
представляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.
Таково стихотворение «Памяти
Добролюбова». В его содержании не стоит выискивать реальных или вымышленных
черт, в нем воспроизведено преимущественно должное.
Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то
человек, а «идеал общественного деятеля, который одно время лелеял
Добролюбова», как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют
поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая
лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем
петербургских страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными
драмами является «Утро». Но три первые строфы в нем не городские. Сначала поэт
обращается к «ней», связывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас
нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следуют две «сельские»
строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие,
мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным, через силу бегущая вскачь»,
туман, мутное небо, и вывод автора: «Хоть плачь?», «Но не краше и город
богатый». В стихотворении воскрешаются мотивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице»,
«Убогая и нарядная», цикла «О погоде».
Жизнь города ужасна, никакой отрады для
измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла,
трудовые усилия обитателей столицы от
них, дела их налицо — лиц, людей не видно; «железной лопатой... мостовую
скребут», «начинается всюду работа», «возвестили пожар с каланчи», «на позорную
площадь кого-то провезли» — преобладают безличные и неопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках: «кто-то умер», «где-то раздался выстрел
— кто-то покончил с собой».
Человеческие фигуры в
стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни.
Первыми, если не лицами — лиц нет, — то первым родом деятельности,
встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного лишения гражданских и политических
прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит
перед нами.
Торговля, этот двигатель
буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии — торжество
бессмыслицы:
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Всего лишь.. Понятно, что
певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником
капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: из крепости грянули пушки!
столице грозит» — эхо
«Медного всадника», но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение
вора дворником уже не вызывает в душе героя
тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле «На
улице». Слова «колотит» и «попался» — низкая лексика, просторечие: «Опять
вор! Опять бьют». «Гонят стадо гусей на убой» —
понятно: чтоб есть.
И заключительный аккорд —
самоубийство на чердаке — лучше не
придумаешь в этой юдоли!
Впрочем, нет ни заключения,
ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т. е. этот
бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов
оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихотворения
размер — трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело,
мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха:
«Верю — здесь не страдать мудрено»; «В даль сокрытую...», «Жутко нервам...»;
«Чу! из крепости...»; «Выстрел — кто-то покончил с собой...».
Большинство произведений
русской классики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине
неисчерпаемостью смысла. |