А. С. Пушкин, будучи свободолюбивым человеком, всю жизнь был вынужден подчиняться. И он понял со временем, что человек может быть полностью свободен только внутренне, а во внешнем мире он находит понимание только в природе. Природа для А. С. Пушкина не фон для описываемых событий, а непосредственное действующее лицо. Невозможно представить поэта без его блистательных стихов о природе. Пушкин и русская природа нерасторжимы. В каждом периоде творчества поэта сание природы различно.
Это очень хорошо видно на примере двух стихотворений, написанных в разное время, но воспроизводящих одно и то же место. Я имею в виду «Деревню» (1819) и «Вновь я посетил...» (1835). В стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин соединил два начала: лирическое и гражданское. В первой части этого стихотворения он сталкивает развратный двор, от которого бежал, и мирную, вольную природу. Это весьма романтическое описание природы интересно сравнить с описанием той же природы, но уже в более позднем философском стихотворении «...Вновь я посетил...». Здесь присутствует уже совсем другое настроение — тоска. Если в стихотворении «Деревня» А. С. Пушкин испытывает радость от свидания с природой, с родным уголком, то в «Вновь я посетил...» вновь увиденное Михайловское таких бурных чувств не вызывает:
Плывет рыбак и тянет за собою
Убогий невод.
По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними насилу крылья
Ворочая при ветре...
На примере этих стихотворений видно: поздний Пушкин склонен к более реалистическому описанию природы, к использованию обычной, неромантической лексики. Самое значительное произведение А. С. Пушкина, посвященное природе и взаимоотношению поэта и природы, — это «Осень». Оно разбито на фрагменты.
Первый фрагмент посвящен осени. Второй, третий и четвертый — остальным временам года: весне, зиме и лету. Описание лета и весны, не любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но в то же время у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы.
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается, что всего четырьмя существительными («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин не только создает картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Зиму же Пушкин описывает по-другому:
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
Холод и страсть соединяются в этом описании. Это вам не скучное лето с его комарами да мухами! Несмотря на столь явное предпочтение лету зимы, осень для поэта еще более любимое время года, и ей посвящается все остальное стихотворение. Эта пора года — кульминация Красоты.
Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень — пора увяданья, умирания природы). А. С. Пушкин сравнивает ее с чахоточной девой, чей багровый румянец (цвет осеннего леса) на щеках является признаком смертельной болезни и в то же время напоминает щеки красивой, полной жизни девушки. В строчке «Унылая пора! очей очарова-наиболее ясно слышится присутствие в осени мотивов смерти и красоты. Причем ощущение красоты усиливается и наиболее остро воспринимается именно с осознанием ее недолговечности. А. С. Пушкин от описания красоты и природного великолепия тут же переходит к бытовым деталям:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Процесс творчества, вдохновение, вызванное потрясающей красотой осени, оказываются связанными с прозаическими деталями. А. С. Пушкин никогда не отрывается от жизни, быта, даже при описании своего любимого времени года, от этого осени становится чем-то еще более реальным и действенным. Остается лишь добавить, что осень была самым благотворным периодом в творчестве А. С. Пушкина, ведь именно осенью были написаны многие из лучших пушкинских произведений, таких, как «Медный всадник», маленькие трагедии и многие другие. И получается, что не только великий ский поэт любил родную природу, но и сама русская природа любила и помогала гению в его благородной работе.
|