История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Мигель де Сервантес Сааведра Валентин Саввич Пикуль (родился в 1928 году) для широкой публики часто выступает первооткрывателем. Ведь некоторые его романы освещают те страницы истории, которые были известны в основном лишь узким специалистам.
Историк академик Б. А. Рыбаков отмечал, что романы сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к истории. Сам же писатель говорил: «Главное для меня — патриотическая идея». В истории нашей страны много было славных и бесславных войн, немало и дипломатических интриг. Одним из напряженных периодов была Семилетняя война в 18 веке.
Писатель обращается к этому времени в романе «Пером и шпагой». Сюжет основан на истории одного французского дипломата. Этот образ позволяет писателю показать сплетение интересов ведущих европейских стран. Мы видим корыстолюбие и глупость, а порой и трусость ряда русских сановников и наряду с этим патриотов. Один из них — генерал Салтыков. Автор описывает его как тихого старичка, который «вперед никогда не лез и около престола не отирался». Но именно он оказался истинным победителем прусского короля Фридриха II, героем большой европейской войны. Он был талантливым полководцем, понимавшим солдата. Завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уважения ей добавила. На смену «дщери Петровой» Елизавете пришла немка Екатерина II. Ее царствование описано в романе «Фаворит». Это был «золотой век» русского дворянства. Главный художественный принцип Пикуля — показывать эпоху через конкретных исторических лиц. Их много в Но центральные обра- зы — Екатерина и Потемкин. Царица предстает перед нами волевой и умной женщиной, знакомой с видными европейскими философами. Она умеет расположить к себе" людей, знает интересы страны и служит ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная и жестокая правительница, слишком любвеобильная, чтобы быть бесстрастной. Противоречива и фигура «светлейшего» князя Потемкина. Он ловкий, хитрый человек и царедворец, часто беспринципный, иногда очень грубый. Но писатель выделяет одну очень важную черту, которая, наверно, и сделала князя заметной личностью в нашей истории. Она роднит его с Волынским в «Слове и деле», Салтыковым, с Горчаковым в «Битве железных канцлеров», нашими полководцами и флотоводцами в «Фаворите». Это патриотизм. Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, велик.
В 1987 году он завершил цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Эти события уже нашли отражение в советской литературе: в «Порт-Артуре» А. Степанова и «Цусиме» А. Новикова-Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войне по-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, с которыми у нас подходят к тем или иным событиям и личностям. Он напоминает о том, что хотя мы привыкли считать Цусимское сражение поражением царского флота, но забываем о высоком патриотизме моряков, когда матросы и офицеры знали, что погибнут, - но честь России для них была дороже жизни!
В последнем романе своей эпопеи «Каторга» Пикуль рассказывает о Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории. Когда на остров пришли японцы, ссыльные стали защищать свою страшную, жестокую тюрьму. Психологически точно определил писатель истоки патриотизма этих преступников. Несмотря на все пороки их характера и воспитания, они остаются русскими и сражаются, погибают за свою Родину. Большое впечатление произвел роман «У последней черты» об авантюристе Гришке Распутине и последних годах царского дома Романовых. Писатель показал нравственное и духовное убожество власть имущих. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались игрушкой в руках темного мужика и мистика Распутина. Романы Пикуля построены на контрастах, на противопоставлении патриотов и предателей; честных, преданных людей и карьеристов, хапуг; смелых и трусов.
Перед нами целая галерея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур. Но в то же время не всегда оправданно копание писателя в интимных подробностях, выпячивание и смакование их. Возможно, это одна из причин того, что некоторые считают романы Пикуля бульварными. Но надо ценить то, что Валентин Пикуль открыл для нас многие эпизоды истории, сделал их живыми, заполнил интересными образами, помог многим полюбить историю. И конечно, надо помнить, что в русской и советской литературе очень сильны традиции исторической прозы и поэзии. А. С. Пушкин и Ю. М. Лермонтов, М. Загоскин и А. К. Толстой, Л. Н. Толстой и Д. Мережковский, С.Есенин и А.Н.Толстой, С.Сергеев-Ценский и А. Борщаговский, Ю. Тынянов и В. Ян, — эти и многие другие писатели создали блестящие произведения о прошлом нашей страны. Пусть же будет продолжен их труд. |