Движение реализма в русском
искусстве XIX века было настолько мощным и значительным, что все выдающиеся художники испытали его влияние на своем творчестве. В поэзии А. А. Фета влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе. Фет — один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. В его стихах во всей своей красоте предстает и русская весна, с цветущими деревьями, первыми с журавлями, кричащими в степи.
По-видимому, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые
обозначил Фет.
В поэзии Фета природа
изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к
природе, царило обобщение. У Фета мы встречаем не только традиционных птиц,
окруженных привычным поэтическим ореолом (соловей, лебедь, жаворонок, орел), но
и, казалось бы, простых и непоэтичных (сыч, лунь, чибис, стриж). Например:
И слышу я в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели.
Знаменательно, что автор по
голосу различает птиц и может определить, где эта птица находится. Это
означает не просто хорошее знание природы, а любовь поэта к ней, давнюю и обстоятельную.
Несомненно автор стихов о природе должен
обладать незаурядным вкусом, иначе он рискует впасть в подражание народной
поэзии, которая изобилует подобными образами.
Прав С. Я. Маршак,
восхищавшийся свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы и
утверждавший, что стихи поэта вошли в русскую природу, стали ее неотъемлемой
частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными
пейзажами. Маршак, кроме того, точно приметил и еще
одну особенность поэзии Фета, утверждая, что природа у него — точно в первый
день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий
сладко ключ...
Как важную грань таланта
Фета-пейзажиста нельзя не отметить свойственный его творчеству импрессионизм.
Поэт не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая таким,
каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не
предмет, а впечатление:
Лишь ты одна скользишь стезей
Лазурной;
Недвижно все окрест...
Да сыплет ночь своей
бездонной урной
К нам мириады звезд.
Внешний.мир в этих строчках
изображается в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей
конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется в
лирическом чувстве автора. Природа у Фета очеловечена, как ни у одного из его
предшественников. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы
ждут, ива «дружна с мучительными снами». Интересен момент «отклика» природы на
чувство поэта:
...в воздухе за песнью
соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Это двустишие восхищало Льва Толстого, и он удивлялся,
откуда у этого «добродушного толстого офицера берется такая непонятная
лирическая дерзость, свойство великих поэтов». Лев Николаевич Толстой, одновременно
«ворча», признал в Фете великого поэта. И он не ошибся. Фет по-настоящему
преуспел также и в любовной лирике. Его пейзажный багаж пригодился ему в его романтических
стихотворениях о любви. Он всегда выбирал темой для своих стихов только
красоту — как в природе, так и в человеке. Сам поэт был уверен в том, что «без
чувства красоты жизнь сводится к кормлению гончих в душно-зловонной псарне».
Красота его ритмов и пейзажей всегда будет радовать читателя.
|