Главная » 2010»Март»9 » «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
10:45:25
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило. Н. А. Некрасов
1856 году вышел из печати сборник Н. А. Некрасова, где было опубликовано его программное стихотворение «Поэт и гражданин». Стихотворение появилось в момент обострения обществен¬ной борьбы России в канун 60-х годов. Некрасов раскрыл в нем свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта: быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой...
Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, не раз был предметом ожесточенных споров в русской и мировой литературе. Задолго до Некрасова В. Жуковский спрашивал: «Кто есть поэт?» И отвечал: «Искусный лжец. Ему и слава, и венец». По мнению А. Фета, жизнь и искусство — два различных мира, между которыми нет никакой связи. «Я не поэт, а гражданин!» — воскликнул Рылеев. Пушкин, сравнивая поэта с пророком, призывал его: «Глаголом жги сердца людей!» Лермонтов сожалел о том, что голос поэта не звучит более «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Служение родине и народу Некрасов, как и его предшественники, считает главной задачей поэзии:
Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи...
В стихотворении появился и достаточно традиционный образ грозы как символ приближающейся революционной бури:
Но гром ударил; буря стонет И снасти рвет, и мачту клонит...
Автор резко противопоставляет позиции двух людей: страстную гражданственность одного и уход от общественных интересов другого. Некрасов считает, что поэт, отказавшийся от служения обще¬ству, становится бесплодным, так как исчезает источник, который питает истинную поэзию. Второй и, скорее, главный герой стихотворения — гражданин. Он обращается к поэту, который изнемог в борьбе и «сложил смиренно руки», с призывом, который воспринимался как призыв ко всем честным людям:
Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно.
Монологи гражданина напоминали читателям 50—60-х годов XIX века поэзию декабристов, вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. Поэт и гражданин словно поменялись ролями: гражданин говорит как поэт, так как проповедует высокие идеалы, а поэт — как человек, погруженный в прозу жизни. Но в последнем монологе поэта мы слышим иное. Ирония и безразличие исчезают. Их сменяют скорбь и раскаяние. Мы понимаем, что слова гражданина пали на благодатную почву. Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Некрасов оставался верен в течение всей своей жизни. В стихотворени «Элегия» (1874) поэт писал:
Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Для многих поэтов XIX и XX веков гражданская направленность поэзии Некрасова стала несомненным творческим и эстетическим образцом. Так, Маяковский заявил:
Я- народа водитель и одновременно народный слуга.
Влияние некрасовской поэзии испытали на себе М. Исаковский, А. Твардовский, К. Симонов и другие поэты. В наше время, ломающее многие идеологические, социальные, эстетические каноны, поэзия Некрасова не утратила своего гражданского значения, предлагая нам высокие образцы патриотической лирики, которая, к сожалению, перестала быть популярной в современной литературе.