Каждый
человек в своей жизни связан с литературой, испытывает на себе воздействие
прочитанных книг. Есть книги, к которым возвращаешься, перечитываешь их,
осмысливаешь поступки героев, радуешься и огорчаешься вместе с ними.
Для меня такой книгой стал роман
М.А.Шолохова «Тихий Дон», который прошел испытание временем и по-прежнему
волнует читателей. Меня покорили чуткость и отзывчивость писателя к духовному
миру человека. Его герои просты, правдивы и искренни, поэтому к ним хочется
обращаться ещё и ещё, чтобы вместе познавать жизнь, учиться понимать людей,
чувствовать их боль и радость, горе и счастье.
Такие образы мог создать
только человек с непростой судьбой. Михаил Шолохов прожил насыщенную жизнь –
жизнь человека, оказавшегося в центре одного из самых кровавых участков
революции и гражданской войны, чудом избежавшего гибели как от своих, красных,
так и от белых. Привычный уклад жизни казаков
из хутора Татарского был нарушен революцией и войнами, мировой и гражданской.
Сегодняшнее время напоминает мне события, отражённые в романе… Чтобы лучше
понять, осмыслить происходящее сейчас, я вновь прочитала удивительно мудрое
шолоховское произведение, правдиво описывающее судьбу Григория Мелехова,
трагедию человека, в силу разных обстоятельств не сумевшего найти свой путь,
свою дорогу к той жизни, которой начинала жить вся страна.
Драматична
судьба Григория, оказавшегося, как и многие другие герои романа, на перепутьях
войны. Красивый, пылкий, сильный и слабый, добрый и жестокий одновременно –
таким я вижу этого донского казака. Эта противоположность делает его очень
близким, понятным в поступках, мечтаниях, жизненных поисках, иногда таким
незащищённым, что хочется прийти к нему на помощь, поддержать в трудную минуту.
Не
для битв и сражений пришёл Григорий в этот мир, ведь смолоду был добрым, отзывчивым к чужой беде
человеком. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки оружие, заставив
проливать человеческую кровь.
Глубокой
душевной травмой, настоящей бедой для него, яростно ненавидящего кровопролитную
бойню, стало убийство в бою вражеского солдата. « Братцы!- метался он, порубив
в пылу сражения красного матроса.- Братцы! Кого рубил?!- рыдал он.- Кого-о?!
Нету мне спасения, братцы. Предайте земле…»
Шолохов
писал, что попавшие на фронт молодые казаки напоминали « стеблинки скошенной
вянущей и меняющей свой облик травы». Таким скошенным вянущим стеблем стал и
Мелехов: необходимость убивать лишила его душу нравственной опоры в жизни.
Читаю и думаю: « А сколько таких стебельков сейчас в России? Сколько парней
погибло за это время в Афганистане, в Чечне, сколько судеб исковеркано? Смогут
ли они разобраться в жизненной правде и обрести её?»
Григорию
Мелехову много раз приходилось наблюдать жестокость и белых, и красных, поэтому
ему « хотелось отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного
мира. Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье,
холодел сердцем». Будучи человеком справедливым, он не мог не увидеть
негативные стороны правления новой власти, обещавшей бедным казакам права и
равенство.
Казакам
эта власть, «окромя разору», ничего не даёт!… А куда это равнение делось?
Красную Армию возьми… Взводный в хромовых сапогах, а « Ванёк» в обмоточках.
Комиссара видал, весь в кожу залез, и штаны, и тужурка, а другому и на ботинки
кожи не хватает. «Да ить это год ихней
власти прошёл, а укоренятся они,- куда равенство денется?»- говорил он
Котлярову. Душа Мелехова страдает, по его словам, потому, что стал он в борьбе
на грани двух начал, отрицая оба их. Судя по его раздумьям, поступкам, он был
склонен искать мирные пути к решению жизненных противоречий. Григорий,
миролюбивый и совестливый, не стремился отвечать жестокостью на жестокость: приказал
отпустить пленного казака – хопёрца, освободил из тюрьмы арестованных, спасал
коммунисов Котлярова и Кошевого. Для Мелехова не так важно, к какому лагерю
принадлежит человек. Жизнь – вот самое главное. В этом великий гуманизм и
самого Шолохова. Как не хватает нам сейчас мелеховского убеждения в
неприкосновенности человеческой жизни! Может, не лилась бы сегодня кровь
понапрасну, не метались бы несчастные матери, разыскивая своих без вести
пропавших сыновей.
Тяжёлые
военные будни не смогли убить в Мелехове добрых человеческих чувств. Придя на
один день в родной дом, взял он на руки детей…. « Целуя их поочерёдно,
улыбаясь, долго слушал весёлое щебетание. Как пахнут волосы у этих детишек!
Солнцем, травою, тёплой подушкой и ещё чем-то бесконечно родным. И сами они –
эта плоть от плоти его,- как крохотные степные птицы…. Глаза Григория застилала
туманная дымка слёз…»
Шолохов,
продолжая идеи великих гуманистов, осуждает войну. Воюя, Мелехов мечтал о
мирном труде: « Ходить по меткой пахотной борозде плугатарем, посвистывать на
быков, слушать журавлиный голубой трубный клич, ласково снимать со щёк наносное
серебро паутины и неотрывно пить винный запах осенней, поднятой плугом земли. А
взамен этого – разрубленные лезвиями дорог хлеба». Сбежав из банды Фомина и собираясь
на Кубань, он говорил: « Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать
надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась….» Какие мудрые слова! Моя душа
тоже болит, скорбит по России, в которой то там, то здесь вспыхивают очаги
войны. Погибают люди, всё жестоко вокруг, и хочется крикнуть: « Люди,
опомнитесь, не воевать надо, а трудиться во имя мира и добра!»
Григорий
Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Пройдя тяжёлый путь,
выпив до дна полную чашку горя и страданий, он отказался от войны и оружия во
имя жизни, наполненной трудом и согласием людей, которой жил и будет жить
вопреки всему казачий хутор, где все трудолюбивы, отзывчивы, морально чисты,
умеют ценить в людях способность « играть песню» и душевно откликаться на неё.
Мне кажется, что в человеке, как в капле воды, отражается всё
общество: лучшие его качества и пороки.
По-моему, не надо сегодня
доказывать, что общество наше больно, что оно испытывает духовное голодание.
И человек ищет форму самовыражения. Ищет
форму проявления собственного «я». Во все времена люди стремились познать себя,
найти свое место в жизни, несмотря на всевозможные общественные катаклизмы. На
помощь всегда приходила литература
Когда я читаю Шолохова, я обо всем забываю, стоя на пороге
величественного духовного мира. Я не понимаю, как можно было в нескольких томах романа « Тихий Дон» выразить все богатство, космическую глубину и высоту души
простого казака. Я думаю об одном: вот в этой душе до конца проявилось то, что
дано было от Бога. А ведь жизнь этого человека была страстной, в ней часто
случались падения, но мы не помним ничего этого – мы слышим только правду. Итог
этой жизни – итог колоссальных усилий, исполинской борьбы... |