Сороковые роковые, Свинцовые,
пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!
Д. Самойлов
Одной из центральных тем в
мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы ни была
война, какой бы национальности ни был солдат, всегда мы сопереживаем своим
сверстникам. Они, как и мы, сегодняшние, мечтали, строили планы, верили в
будущее. И все это рушится в один миг. Война меняет все.
Военная тема стала основной у
тех писателей, кто прошел фронтовые дороги. Девятнадцатилетними ушли на фронт
Василь Быков, Владимир Богомолов, Алесь Адамович, Анатолий Ананьев, Виктор
Астафьев, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев. То, о чем они рассказали в своих
произведениях, было общим для их поколения. Как сказали поэты-фронтовики Павел
Коган и Михаил Кульчицкий:
Мы были всякими, любыми, Не очень умными подчас. Мы наших девушек любили, Ревнуя, мучась,
горячась... Мы — мечтатели. Про глаза-озера Неповторимые мальчишеские
бредни. Мы последние с тобою
фантазеры, До тоски, до берега, до
смерти. Писатели-фронтовики свой гражданский долг исполнили.
Для Бакланова рассказ о войне
— это рассказ о своем поколении. Из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на
фронт, он вернулся один. Бакланов закончил Литературный институт и стал
писателем-прозаиком. Главным направлением его творчества стала тема войны. Страстное желание
Бакланова рассказать о пережитом им и
его сверстниками, воссоздать ту подлинную картину, которую только фронтовики, можно понять. Читая его произведения, мы, молодые, вспоминаем тех, кто воевал, понимаем смысл их жизни.
Эмоциональным толчком к
написанию повести Г. Бакланова «Навеки — девятнадцатилетние» стал случай, происшедший во время съемок фильма «Пядь земли». Съемочная группа наткнулась на останки, засыпанные в окопе: на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку
со звездой. Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И должно
быть, офицер».
И долгие годы томила писателя
мысль: кто был он, этот безызвестный
офицер. Может быть, однополчанин?
Бесспорно, главный фигурой
войны всегда был и остается солдат. Повесть «Навеки — девятнадцатилетние» —
это рассказ о молодых лейтенантах на
войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.
Попавшие на фронт прямо со школьной
скамьи, они, как хорошо сказал Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и
дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастерке».
Ведь это они, девятнадцатилетние взводные,
первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых
пулеметчиков, организовывали круговую оборону.
А самое главное — несли груз
ответственности: за исход боя, за формирование взвода, за жизнь вверенных людей,
многие из которых годились по возрасту в отцы. Лейтенанты решали, кого
послать в опасную разведку, кого оставить прикрывать отход, как выполнять
задачу, потеряв по возможности меньше бойцов.
Хорошо сказано об этом
чувстве лейтенантской ответственности в повести Бакланова: «Все они вместе и
по отдельности каждый отвечали и за страну, и за войну, и за все, что есть на
свете и после них будет. Но за то, чтобы привести батарею к сроку, отвечал он
один».
Вот такого храброго, верного
чувству гражданского долга и офицерской чести тенанта, совсем еще юношу, и представил
нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Бакланова становится
обобщенным образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит
множественное число — девятнадцатилетние.
Содействует удаче повести и
естественное единение правды минувших лет и нашего сегодняшнего мироощущения.
Порой задаешься вопросом, кто размышляет — Володя Третьяков или Григорий
Бакланов: «Здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели
когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? Что в силах людей было
предотвратить это? И миллионы остались бы живы?..». Эти строки из произведения
еще раз подчеркивают близость автора к своему герою.
Говоря о своей повести, Г.
Бакланов отмечал два обстоятельства: «В тех, кто пишет о войне, живет эта
необходимость — рассказать все, пока жив. И только правду». А второе: отдалении лет, возникает несколько иной, более
обобщенный взгляд на событие».
Совместить взгляд на
отдалении с правдивой атмосферой былого — задача трудная. Бакланову это
удалось.
Такая тональность заявлена в
стихотворных эпиграфах. Прочитав повесть, только тогда понимаешь, почему
Бакланов поставил именно два. Философски обобщенные строки Тютчева:
Блажен, кто посетил сей мир
В
его минуты роковые! — содействуют с полемически задиристым утверждением
«прозы войны» в стихах Орлова:
А мы прошли по этой жизни просто,
В подкованных пудовых сапогах.
Это сочетание, соотнесение
обобщенности
и правды, раскрывает основную
мысль повести. Бакланов рисует точно подробности фронтового бытия. Особенно
важны детали психологические, создающие эффект нашего присутствия там, в те
годы, рядом с лейтенантом Третьяковым. И в то же время повесть бережно и
ненавязчиво опирается на рожденные уже раздумья и обобщения. Вот описание минут
перед атакой: «Вот они, последние эти необратимые минуты. В темноте завтрак
разносили пехоте, и каждый хоть и не говорил об этом, а думал, доскребая котелок:
может в последний раз... С этой мыслью и ложку вытертую прятал за обмотку:
может, больше и не пригодится».
Вытертая ложка за обмоткой —
деталь фронтового быта. Но то, что каждый думал о необратимости этих минут, уже
сегодняшнее, обобщенное видение.
Бакланов придирчиво точен в
любых деталях фронтового быта. Он справедливо считал, что без правды малых
фактов нет правды великого времени: «Он смотрел на них, живых, веселых вблизи
смерти. Макая мясо в крупную соль, насыпанную в крышку котелка, рассказал про
Северо-Западный
фронт. И солнце подымалось
выше над лесом, а своим чередом в сознании приходило иное. Неужели только
великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно
оставаться среди живущих? А от обычных, от таких, как они все, что сидят
сейчас в этом лесу, — до них здесь так же сидели на траве, — неужели от них ничего
не останется? Жил, зарыли, и как будто не было тебя, как будто не жил под солнцем,
под этим вечным синим небом, где сейчас властно гудит самолет, взобравшись на
недосягаемую высоту. Неужели и мысль невысказанная и боль — все исчезает
бесследно? Или все же отзовется в чьей-то душе?
И кто разделит великих и не
великих, когда они еще пожить не успели?
Может быть, самые великие — Пушкин будущий, Толстой — остались в эти годы на
полях войны безымянно и никогда ничего
уже не скажут людям. Неужели и этой пустоты не ощути жизнь?».
Эти строки звучат как
философское обобщение, как вывод, как мысль самого Бакланова. Простота сюжета
и напряженный лирический пафос определяют, по-моему, секрет эстетического
эффекта повести.
И конечно, органично
вплетается в настроение повести любовь Володи Третьякова.
Та самая, к которой едва-едва
смогли прикоснуться или совсем не успели познать эти «нецелованные»
лейтенанты, шагнувшие со школьной скамьи в смертную круговерть. Щемящая
лирическая нота все время звучит в повести, усиливая ее внутреннее напряжение,
ее высокий трагедийный пафос.
С разными людьми пришлось
встретиться лейтенанту Третьякову на коротком фронтовом пути. Но хороших было
больше. Неповторимо различны по своему темпераменту, энергии, душевному
чувству и его соседи по госпитальной палате, и его одно-батарейцы. Но все в
целом они-то фронтовое содружество, которое укрепило силы Третьякова.
«Гаснет звезда, но остается
поле притяжения» — эти слова слышит в госпитале Третьяков. Поле притяжения,
которое создано тем поколением и которое возникает как главное и цельное
настроение повести. О поколении, а не об одном герое захотел рассказать Г.
Бакланов. Как на фронте вся жизнь порой умещалась в одно мгновение, так и в одной фронтовой судьбе
воплотились черты поколения. Поэтому смерть
Третьякова возвращает нас к началу повести: к тем останкам, обнаруженным в
засыпанном окопе на берегу Днестра.
Смерть как бы вводит героя в кругооборот жизни, в вечно
обновляющееся и вечно длящееся бытие: «Когда санинструктор, оставив коней,
оглянулась, на том месте, где их обстреляли и он упал, ничего не было.
Только подымалось отлетевшее от земли облако взрыва. И строй за строем плыли в небесной выси ослепительно
белые облака, окрыленные ветром», — будто
поднявшие бессмертную память о них, девятнадцатилетних. Навсегда герои повести
Бакланова, писателя-фронтовика, как и их прототипы, останутся молодыми.
Ощущение красоты и цены жизни, острое чувство ответственности перед павшими за
все, что происходит на земле, — вот такой душевный
настрой остается поле прочтения повести «Навеки — девятнадцатилетние».
|