Поэму
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов задумал как «народную книгу». Он начал
писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал,
чтобы его книга была близка крестьянству.
В
центре поэмы — собирательный образ русского
крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и
горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни
крестьянина вместились в это Сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо» близок к
народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне —
не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России.
Среди
крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей
истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти «счастье
мужицкое». И пока его не найдут, решили мужики
В
домишки не ворочаться…
Но и
помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан
Некрасовым в главе «Пьяная ночь». Это Яким Нагой. В его внешности, речи
чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни
бесправным положением. Яким спорит с «умным барином».
Он
защищает мужиков от упрека в том, что они «пьют до одурения». Яким умен, он
прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не
смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение;
У каждого крестьянина
Душа,
что туча черная,
Гневна,
грозна — и надо бы
Громам
греметь оттудова...
В
главе «Счастливые» рассказывается еще об одном мужике — Ермиле Гирине. Он прославился
на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян.
Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом ковым из-за
сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
И чудо
сотворилося
На
всей базарной площади
У
каждого крестьянина,
Как
ветром, полу левую
Заворотило
вдруг!
Ермил
наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил «из
рекрутчины меньшого брата Митрия». Но этот поступок стоил ему жестоких мучений,
в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую
минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
Мы
видим, что герои поэмы понимают счастье по-разному. С точки зрения попа, это
«покой, богатство, честь». По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая,
веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства,
власти «громадная, к соблазну жадная идет толпа», пишет Некрасов.
В
поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затрагивает также проблему женского
счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная
крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная
чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть
крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей.
Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на
долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам
от имени всех русских женщин:
Ключи
от счастья женского,
От
нашей вольной волюшки,
Заброшены,
потеряны
У Бога
самого!
Проблему
народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова.
Он —
сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки
зответной». Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства
решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
..лет
пятнадцати
Григорий
твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.
Грише
Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в
торжестве дела, он посвятил всю свою
жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила
Путь
славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но он не
отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша видит, что многомиллионный
народ уже пробуждается:
Рать
подымается
Неисчислимая,
Сила в
ней скажется
Несокрушимая!
И это
наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края
и именно в этом — счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает,
что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:
Быть
бы нашим странникам
под родною крышею,
Если б
знать могли они, что творилось с
Гришею.
Слышал
он в груди своей силы необъятные,
Услаждали
слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он
воплощение счастия народного. 2 ВАРИАНТ
Некрасов
писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по
словечку», как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не только все стороны крестьянской жизни с ее трудом, оскорблениями и угнетениями со стороны властей, но и
противопоставил им класс крепостников. Поэма имеет единый смысловой центр.
Это
представление о счастье. В понятие «счастье» поэт вкладывает несколько
значений. Нравственное смысл счастья Некрасов показывает на примере ежедневной жизни мужика-крестьянина,
а также через образы женщин. Еще один заключается
в том, что поэт показывает путь, благодаря
которому можно добиться счастья. Этот путь лежит через обретение свободы.
Счастье
для Некрасова — это вполне реальная категория, которая заключается в человеческой
справедливости, свободе и равенстве всех людей.
Сюжет
поэмы строится на том, что семеро крестьян из «Подтянутой губернии, уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости, из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелого, Неелого,
Неурожайка тож» решают отправиться на поиски счастья. В дороге мужики знакомятся с крестьянами из таких же несчастных
деревень: Босова, Дымоглотова, Столбняков, губерний Испуганной и Неграмотной.
Но мужицкое счастье везде одинаковое — «дырявое с заплатами, горбатое с
мозолями». Крестьяне, которых они встретили
на своем пути, все нищие, голодные, оборванные, изможденные от непосильной работы:
С лаптя до ворота
Шкура
вся вспорота,
Пухнет
с мякины живот.
Верченый,
крученый,
Сеченый,
мученый,
Еле
Калина бредет.
Чтобы
забыться, мужики идут в кабак топить свою тоску в вине. Автор осуждает эту
привычку крестьян и в то же время им сочувствует.
Но
среди крестьян уже находятся люди, способные на бунт, пусть даже только на словах. Не выдержав издевательств князя
Утятина, Петров высказывает ему все, что накипело
в душе:
...Цьщ!
Нишкни!..
...Сегодня
ты начальствуешь,
А
завтра мы Последышу
Пинка — и
кончен
бал!
Взбунтовался
по-своему и Яков Верный. Пытаясь хоть как-то отомстить за своего племянника,
он повесился. Эти крестьяне еще только начинают понимать необходимость борьбы,
но они нащупывают верный путь к счастью. К числу крестьян, поднявшихся до
осознания своего бесправия,
принадлежит Яким
Нагой. Он так говорит о причине обнищания крестьян:
Работаешь
один,
А чуть
работа кончена,
Гляди,
стоят три дольщика:
Бог,
царь и господин!
В главе
«Счастливые» Некрасов рассказывает о Ермиле Гирине, который встал на защиту
крестьян. Это умный, наделенный чувством справедливости Став крестьянским защитником, Гирин попадает в острог. Такая же
судьба и у «богатыря святорусского» Савелия. Человек острого ума, могучей силы,
он борется против рабской покорности и угнетения. Он понимает необходимость борьбы
и бросается на угнетателей с топором в руках. Его постигает та же участь каторжника,
но дух его не сломлен: «клейменый, да не раб».
Каждый
по-своему видит и понимает счастье. Если Агап, Яким, Савелий и другие видят
его в протесте и в борьбе, то такие, как Клим, Ипат, Глеб, довольствуются малым
— званием холопа.
Клим
видит счастье не только в служении князю, но и в пьянстве, воровстве и бродяжничестве.
Клим князя Утятина называет не иначе как князюшкой, а себя — его рабом
недостойным. Дворовый князя Переметьева вылизывает господские тарелки, допивает
оставшееся в рюмках вино и с гордостью говорит о себе:
У князя Переметьева
Я был
любимый раб.
Жена —
раба любимая.
Егорка
Шутов служил в полиции и за деньги готов был продать своего мужика. Он всякий
раз терпел побои за свои
подлые делишки. Не зря крестьяне говорят: «Не бить его, так уж кого и бить».
Занимается предательством и староста Глеб, который согласился уничтожить
вольную, данную его барином крестьянам. Некрасов осуждает этих людей:
Люди
холопского звания
Сущие
псы иногда:
Чем
тяжелей наказания,
Тем им
милей господа.
У
помещика Оболта-Оболдуева тоже свое понимание счастья. Он всеми силами старается
сохранить милую ему жизнь при крепостном праве. Полностью согласен с ним и
поп, доходы которого растут по мере притеснения крестьян.
Жизнь
Матрены Тимофеевны, как и у каждой женщины-крестьянки — тяжелая доля и непосильный труд. дело — между бабами счастливую искать», —
отвечает Матрена-на вопрос странников о счастье.
В
конце поэмы Некрасов рисует образ Гриши Добросклонова. Это человек нового типа,
в котором воплощено все то, что подспудно дремало в душах крестьян. Добросклонов
принадлежит будущему, он смотрит вперед, верит в силу и мощь «загадочной Руси»:
Ты и
убогая,
Ты и
обильная,
Ты и
забитая,
Ты и
всесильная,
Матушка -Русь!..
В
образе Гриши Добросклонова Некрасов воплотил свое понятие о счастье: оно в освобождении
народа от угнетения и во всеобщем равенстве.
|