Проблему отцов и детей можно
назвать вечной. Но особенно она
обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и
младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое
время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева
«Отцы и дети». Изображенный в нем конфликт отцов и детей
выходит далеко за семейные рамки — это
общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой
революционно-демократической интеллигенции.
Проблема отцов и детей
раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с
представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым,
Базарова с его родителями, а также на
примере отношений внутри семьи Кирсановых.
Два поколения противопоставлены
в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как
отторжен-ный
от
внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий
огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание
на его уме.
Описание же Павла Петровича
Кирсанова, напротив, состоит в основном
из внешних характеристик. Павел Петрович
внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и
лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном
обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне.
Павел Петрович всегда
безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь
типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и
безделье. В отличие от него Базаров
приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд,
проблема отцов и детей наиболее глубоко
показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их
не связывают непосредственные родственные отношения.
Конфликт,
возникший между
Базаровым и Кирсановым, доказывает, что
проблема отцов и детей в романе Тургенева —
это и проблема двух поколении, и проблема столкновения двух разных
социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают
прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и
Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым
расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях
дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании понимании искусства и об отношении к народу). Павел
Петрович при этом активно защищает старые
устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова,
что вы, мол, все разрушаете («Да ведь надобно и строить»), Базаров отвечает,
что «сперва нужно место расчистить».
Конфликт поколений мы видим и
во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень
противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит
родителей, с другой — презирает «глупую жизнь
отцов». От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у
Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее
желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова
его жизненная позиция.
При всем этом мы видим, что
именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы
очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном,
отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда,
когда главный герой умирает.
«Есть небольшое сельское
кладбище в одном из отдаленных уголков
России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые
деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но
между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не
топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен
в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...»
Что же касается проблемы отцов
и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий
похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья,
покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом
благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является
причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых
сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но Базаров уходит из жизни
Аркадия, и все становится на свои места.
Проблема отцов и детей — одна
из важнейших в русской классической литературе. Столкновение «века нынешнего»
с «веком минувшим» отразил в своей
замечательной комедии «Горе от ума» А. С.
Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского «Гроза», ее
отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи
людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового
поколения. Тургенев же в своем произведении «Отцы и дети» не выступает открыто
ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные
позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные что
предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно,
что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения.
Реакционная печать обвинила
писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в
клевете на молодое поколение. Как бы то ни было, роман
Тургенева «Отцы и дети» стал в ряд лучших классических произведений русской литературы,
а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.
|