Роман «Война и мир» является, по мнению
большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории
человечества. «Война и мир» — это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и
грандиозных событиях истории России, освещающий важные стороны народной жизни,
характеризующие взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Основным
художественным приемом, который использует Л. Н. Толстой, является антитеза.
Этот прием — стержень произведения, который пронизывает весь роман. Противопоставлены
философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805—1807 гг.
и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы - (Москва и Петербург,
светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица.
В
романе противопоставлены и сопоставлены два полководца — Кутузов и Наполеон.
Писатель
прославил главнокомандующего Кутузова, в котором видел вдохновителя и организатора
побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный
герой, руководствующийся в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в
романе как простой русский человек, чуждый притворства, и одновременно как мудрый
исторический деятель и полководец.
Главное
в Кутузове для Толстого — его кровная связь с народом, «то народное чувство,
которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому,
подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в представители
народной войны». И только
это
чувство поставило его на «высшую человеческую высоту». Толстой изображает Кутузова
как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно
правильная оценка Кутузовым хода событий
всегда подтверждается впоследствии.
Так,
он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это — победа. Как
полководец он явно стоит выше Наполеона.
Именно
такой полководец был нужен России для ведения народной войны 1812 года, и Толстой
подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался
другой главнокомандующий: «Представителю народной войны ничего не оставалось,
кроме смерти. И он умер».
В
изображении Толстого Кутузов — живой человек. Вспомним его выразительную
фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый единственный глаз, то ласковый,
то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии
различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в
психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и
эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми
(Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в
битвах под Аустерлицем и Бородином.
Одновременно
надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, и
причина этого — в неверной позиции Толстого-историка. Исходя из стихийности
исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель
высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазной исторической наукой.
Он считал, что ход истории решают исключительно народные массы. Толстой даже
пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события
предопределены свыше.
Именно
Кутузов выражает эти взгляды писателя в романе. Он, по словам Толстого, «знал,
что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на
котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая
сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею,
насколько это было в его власти». У Кутузова — толстовский фаталистический
взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее
предрешен.
Ошибка
Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился
сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело
к некоторой противоречивости его образа: ведь Кутузов все-таки выступает в
романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных
событий и безошибочно направляющий их. И в конечном итоге Кутузов выступает
как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое
напряжение, Антиподом Кутузова в романе является Наполеон. Толстой решительно
выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон — агрессор, напавший на
Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил, уничтожал
великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон — честолюбец,
стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией
говорит о преклонении перед Наполеоном высших светских кругов России после
Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как «время, когда карта
Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже
убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха». С
самого начала романа писатель ясно выражает свое отношение к государственным
деятелям той эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона, кроме прихоти,
не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».
Если
Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Шерер Наполеон — воплощение
французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что,
став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и
Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит жестокость
Наполеона и его деспотизм, а отец Андрея, старик Волконский, сетует, что нет в
живых Суворова, который показал бы французскому императору, что значит
воевать.
Каждый
персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя этот
полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону
Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который,
держась за тесемочки, привязанные внутри
кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в войне с Россией не был
так
уж бессилен. Он просто оказался слабее своего противника — «сильнейшего
духом», по выражению Толстого.
Писатель
рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как «маленького
человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым
животом» и «жирными ляжками коротеньких ног». Наполеон предстает в романе как
самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный
славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Безумная гордость
заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Этому
способствует и раболепие окружающих
императора.
Наполеон Толстого — «сверхчеловек», для которого интересно «только то, что
происходило в его душе». А «все, что было вне его, не имело для него значения,
потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли».
Неслучайно слово «я» — любимое слово Наполеона.
Насколько
Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем
эгоцентризме. Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет,
и не может быть, величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому
подлинно велик именно Кутузов — народный полководец, думающий, прежде всего, о
славе и свободе Отечества. |