В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой
говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях
народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель раскрывает в романе
значение Отечественной войны 1812 года, помогает понять черты русского
национального характера.
Любимые
герои Толстого ищут ответы на вопросы,
поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К
этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в
салоне Анны Шерер. Его красивое лицо «с определенными сухими чертами» омрачено
выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что «все бывшие в гостиной
не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать
их ему было очень скучно». Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В
разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мыслей и к
нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: «Эта жизнь не по
мне». Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей.
Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей,.
Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб
главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался
четкий взгляд на жизнь. Он знает,
к чему стремиться — к «своему Тулону». Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал
Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем
Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел
солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот
героический поступок, Андрей не испытывает счастья.
Этот
момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому
оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось
бесконечное небо. Можно сказать, что он
впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается
в любви человека к дому, семье, к природе.
Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне,
который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером
сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно
«отрезвляет» Андрея Болконского. Он больше
не верит, что исход сражения может зависеть' от действий одного лица, от планов и
диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о
смысле жизни полностью меняется.
Поэтому
он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к
которой он в свое время охладел и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается
жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих
крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил
барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но
преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский
по-прежнему находится в депрессии.
Перемены
в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который
старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах
Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он
понимает, что «жизнь для себя» означает, что «в тридцать один год жизнь
кончена».
Настоящий,
душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой.
Общение с ней открывает для него
новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено, быть
счастливым с
Наташей. Продолжая ощущать, что «просто существовать» он не может, Андрей едет
в Петербург. Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь
вечный поиск, размышления о жизни приводят его к
выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника.
Разлука
оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным
разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может
простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна
такого благородного, идеального человека.
Разрыв с Наташей вновь приводит героя
к глубокому кризису.
Когда
Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться
вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в
действующую армию, отказавшись от безопасной работы
при штабе императора. Князь Андрей становится
обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь».
Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну.
Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, «скрытую теплоту патриотизма».
Взгляды
Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места
в жизни, раскрываются в беседе с
Пьером перед сражением. Князь Андрей понял,
что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от «духа войска»,
его уверенности в победе. В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную
тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней.
Твердый
и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать
простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией
и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской
любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь
к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не
понимал».
Таким
образом, Толстой приводит своего героя
к гибели во имя жизни других, во имя будущего
России, духовно же — он приводитего к постижению вечных
нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты
дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая
любовь к Родине. |