Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 16.04.2024, 10:20:23
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

22:18:33
"Свидетели южного лета". О стихотворении Н.Заболоцкого «Я трогал листы эвкалипта»
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой, –
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встаёт передо мной.
(Н.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе»)

Человек и природа в их первородной нераздельности – одна из важнейших тем русского лирика Николая Алексеевича Заболоцкого. Почти буквально, как органичное и цельное, воспринимается образное единство лирического "я" поэта и природных начал: "я сделался нервной системой растений", "я в небе пролечу, как медленная птица".

Предметом непосредственной лирической интерпретации чаще всего становится у Заболоцкого природа родная, русская:

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.

"Скудная", по выражению Тютчева, в возвышенно-патриотическом истолковании лучших наших поэтов природа эта – одухотворённая и просветлённая. По давней традиции, изысканная и причудливая флора чуждых стран уступает смиренной и духовной красоте русского пейзажа. Впрочем, экзотические ландшафты и запах немыслимых трав у большинства русских поэтов по стечению обстоятельств ассоциируются не с озером Чад, а с брегами Тавриды и Кавказом, не обделёнными нашими благодарными соотечественниками эпитетами, щедрыми и живописными.

В таком смысловом контексте стихотворение Заболоцкого «Я трогал листы эвкалипта» воспринимается как дань отечественной поэтической традиции. Концепция его истолкования, содержащаяся в книге Е.Эткинда «Материя стиха», кажется вполне убедительной.

Цитируем:

"Сравнивая южную и северную природу и отдавая предпочтение последней, Заболоцкий скажет:

Мне пели вечернюю песню
Аджарии сладкие травы.
............................................
И синее-синее море...

В противоположность этим ярким краям, прекрасны своей скромностью рощи Подмосковья,

Где нежная иволга стонет
Над бледным видением луга…

(в отечественных изданиях: "над светлым". – И.Щ.).

Цитируемое стихотворение... кончается картиной, обобщающей южную красоту, которая чужда поэту:

А в небе, седые от пыли,
Стояли камфарные лавры
И в бледные трубы трубили,
И в медные били литавры".

Бесспорно наличие в стихотворении семантической и композиционной антитезы:

Но в яростном блеске природы
Мне снились московские рощи,
Где синее небо бледнее,
Растенья скромнее и проще, –

но вот исчерпывается ли этим поэтическая мысль или она всё-таки значительнее и глубже?

Oтголоски уже обозначенного конфликта отмечаем в других стихотворениях – например, в виде противопоставления "южных" и "северных песен", "чужестранцев на этой земле" («Гурзуф ночью»). Величественный Казбек у Заболоцкого страшен "в своей надмирной вышине", враждебен живой душе человека (трудно не увидеть известной аллегории) («Казбек»). Однако неоднократно встречаем и такое: "я принял в сердце первый звук пандури", "я весь растворился", "мне собратьями сделались горы" – строки, запечатлевшие момент слияния лирического "я" с природой Юга.

Вслушиваясь и вглядываясь в поэтическую картину, развёрнутую в первой строфе стихотворения «Я трогал листы эвкалипта», нельзя не ощутить волнующего и одновременно назойливого аромата "сладких" трав, томного обаяния женственно-порочной магнолии. Музыкальная тема, оформленная лексически и фонетически, также несколько навязчива (листы эвкалипта, пели песню, синее-синее, у берега бешено пело). Жёсткие и гладкие, как подсказывает воображение, на ощупь листы, "твёрдые перья" растений только увеличивают отчуждённость лирического героя от экзотики ("эвкалипта", "агавы", "Аджарии", "магнолии"), а "бешеное", не в унисон душевному движению, пение моря картину завершает, усиливая ощутимую с самого начала тревожность.

Вопреки ожиданиям, вторая поэтическая картина – сон, "видение луга" – ощущения тревоги не снимает, а трансформирует его в мотив печали. Московские рощи, где "иволга стонет",

Где взоры печальные клонит
Моя дорогая подруга, —
это пространство беды.

В символике образного ряда, включённого в эту – центральную в стихотворении – поэтическую картину, отметим иволгу. Образ этой птицы в контексте поэзии Заболоцкого второй половины 40-х годов (главным образом знаменитого стихотворения «В этой роще берёзовой») воспринимается как символ музы, чем-то напоминающей ахматовскую "гостью с дудочкой в руке":

Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жильё,
...............................................
Встретить утро моё.

(«В этой роще берёзовой», 1946)

Иволга – "отшельница", "молчаливая странница" – лирический голос поэта, немалое время проведшего в сталинских лагерях по нелепому обвинению. При том что образы второй строфы лишены конкретики, единственная музыкальная тема отчётлива: "нежная иволга стонет", и как бы в лад с нею "взоры печальные клонит… дорогая подруга".

Развязка лирического сюжета в третьей строфе предстаёт в картине образно-метафорической и потому исключающей прямое толкование. Оксюморон "светлые слёзы печали" включает в себя частичку воспоминания о грузинском колорите пушкинского "печаль моя светла, печаль моя полна тобою". Мотив разлуки разрешён здесь не столь оптимистически, универсально, эстетически безупречно, как у Пушкина. "Вздрогнуло сердце от боли" не только не близко, но в чём-то противоположно ощущению от "сердце вновь горит и любит". А насквозь метафоричные "седые от пыли" "камфарные лавры" с их "бледными трубами" и "медными литаврами" воспринимаются как что-то созвучное боли, смерти, музыке похорон.

Bозможно, утверждения о фальшивости трубного звука, его неприятии поэтом отчасти справедливы. Однако в целом финал стихотворения не производит впечатления враждебности южного пейзажа мироощущению лирического героя. Скорбный аккомпанемент "седых от пыли" лавров (тоже один из символов поэзии) не противоречит психологической картине боли и печали, а усиливает её дисгармонию и драматизм

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 985 | Добавил: tineydgers | Теги: по русской литературе, школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, скачать бесплатно, Роман, писатель | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0