К середине XIX века в русской
поэзии стали намечаться два направления: демократическое и направление
«чистого искусства». Сторонником и идеологом «чистого искусства» был А. А.
Фет. Фет, так же как и все приверженцы этого направления, считал, что искусство
должно существовать только само для себя, без никакой практической пользы.
Поэтому в его поэзии совершенно отсутствуют гражданские мотивы и какие-либо
связи с общественными проблемами
того времени.
Долгое время критики обвиняли
поэтов «чистого искусства» в узости мышления. Лучшим ответом на такого рода
обвинения будет высказывание Писарева: «Замечательный поэт откликнулся на
интересы века не по долгу гражданина, а по невольному влечению, по
естественной отзывчивости». Ведь не зря столь многие стихи Фета стали романсами:
«Сияла ночь. Луной был полон сад...», «В дымке-невидимке...»/ «О, долго буду я,
в молчаньи ночи тайной...», а также знаменитое «На заре ты ее не буди...». В
последнем стихотворении слиты в поэтическом мире Фета и неотделимы друг от
друга вечные понятия: любовь, музыка и природа. Здесь присутствует героиня, но
Фет не раскрывает ее внутреннего мира, не описывает ее, а как бы из отдельных
моментов плетет целостную картину. В большинстве стихотворений Фета
образы расплывчаты и
неопределенны, но поэт через них передает свое собственное ощущение.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. В этом стихотворении показана
картина природы. Тема природы —
преобладающая в лирике Фета. Его природа
одухотворена, и это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
Поэзия для Фета — высший род
художества. Поэт наделяет свое слово и музыкальными звуками, и красками, и
пластическими формами. Картины природы,
нарисованные им в стихах, играют всеми
цветами радуги, а сами стихи звучат как
музыка:
Смотри, красавица, на матовом
фарфоре, —
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном
узоре Как влагой ягоды на солнышке горят!
Образы природы яркие и
впечатляющие. В нескольких словах поэт рисует такую точную картину что она воспринимается нами как живая:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
И с марта
Ручьи потекли.
Природа
у
Фета — целая и законченная картина, которую поэт создает при помощи
противоположных образов. В стихотворении «Какая холодная осень!..» поэт
вносит слова о оторые придают картине законченность. Ведь именно осень
ассоциируется с пожаром:
Какая холодная осень!
Надень свою июль и капот,
Смотри: из-за дремлющих сосен
Как будто пожар восстает.
Сияние северной ночи
Я помню всегда близ тебя,
И
светят фосфорные очи,
Да только не греют меня.
Поэта влекут неуловимые,
загадочные и не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью,
созерцанием прекрасного. Фет — поэт непосредственных переживаний. Лирика Фета
выражает то, что скрыто в душе. Фет более
всего ценил в искусстве живую естественность влечения сердца.
Поэт стремится выразить
невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее
его настроение. Лирическое переживание не может быть длительным, и Фет создает
короткие, в две-три строфы, стихотворения.
Фет тонкими ненавязчивыми
штрихами устанавливает родство между природой и человеком. Здесь звучат
одновременно умиротворение и тревога:
Какая ночь! Жак воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив.
Однако Фет не только
жизнерадостный поэт красоты, любви, но и трагический поэт.
В его душе живет разлад между
художником, пробивающим путь к идеалу, и проповедником, который добывает
истину. Фет постоянно бился над разрешением загадок бытия. Он верил в свои
могучие творческие силы и в то же время сомневался в них. Человек и Вселенная
для него две равнозначные силы. Его не пугает смерть, а жизнь, по его
представлениям, измеряется лишь творческим огнем.
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть?
А жаль того огня,
Что просиял над
целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
Несмотря на то что критики
того времени не жаловали поэта, его популярность в России была велика. Это
свидетельствует о большом таланте Фета.
Популярность его не уменьшается и в наши дни. |