Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 04:56:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

10:13:45
РАЗРАБОТКА ИСТОРИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА
 А. С. Пушкин в своем творчестве очень многогранен, он и тончайший лирик, и фило­соф, и автор увлекательных романов, и тель гуманизма, и историк. У многих из нас интерес к истории пробуждается после чте­ния «Капитанской дочки» или «Арапа Петра Великого». Гринев и Маша Миронова стали не только нашими спутниками и друзьями, но и нравственными ориентирами. Исторической теме посвящены поэмы «Полтава» и «Медный всадник», а также дра­мы «Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Сцены из рыцарских времен». Не обошлась без этой темы и лири­ка — ода «Вольность», «Бородинская годов­щина».
Пушкин выступил и как автор истори­ческих исследований. Его перу принадлежат «История Пугачева», «История Петра» и раз­нообразные исторические заметки. Интерес к истории у Пушкина был неиз­менным. Но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях. Петербургский период и период южной ссылки проходит под знаком романтизма. Произведения этой поры проникнуты чувст­вом гордости за великий исторический путь России и романтическим культом великого человека. Но еще лицейское стихотворение «Воспо­минания в Царском Селе» представляет со­бой вдохновенный гимн России и ее военной славе. Здесь упоминаются «Орлов, Румянцев и Суворов, потомки грозные славян», воспе­вается победа над Наполеоном («И вспять бе­жит надменный галл»).
Классицистическая традиция в изобра­жении исторических событий продолжается в оде «Вольность», написанной в петербург­ский период. В этом произведении Пушкин как бы обозревает всю мировую историю:
Увы, куда ни брошу взор — 
Везде бичи, везде железы.
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы...
«Гибельный позор» (то есть зрелище) тра­гической истории разных народов — следст­вие деспотической власти, попрание всех за­конов. Это понимал еще восемнадцатилетний Пушкин.
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье...
Эта тема будет продолжена в «Капитан­ской дочке», одном из последних произведе­ний. Пушкина. Автор не приемлет «русский бунт — бессмысленный и беспощадный». В оде «Вольность» он одинаково порицает и развязавших революционный террор «гал­лов», и заговорщиков, убивших Павла I, и ти­рана Калигулу, и всех «самовластительных злодеев». Пушкин высмеивает Александра I, «влас­тителя слабого и лукавого», его рождествен­ские обещания России. Молодой поэт ставит проблему истинного человеческого величия, он рассматривает исторических деятелей че­рез призму нравственного закона и гуманиз­ма. Эта мысль получила дальнейшее разви­тие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Но Пушкин-романтик все-таки называет Наполеона «великим человеком» (стихотво­рение «Наполеон»), упоминает о нем и в сти­хотворении «К морю».
Совсем по-другому звучит тема Наполеона в седьмой главе «Ев­гения Онегина». «Петровский замок» назван «свидетелем падшей славы». Наполеон пред­стает перед нами самодовольным, «счастьем упоенным», «нетерпеливым героем», который только начинает осознавать, что вовсе не ца­ри и полководцы изменяют ход истории. Гроза двенадцатого года Настала ~ кто тут нам помог? Остервенение карода, Барклай, зима иль русский Бог? На этот вопрос отвечает в «Войне и мире» Л. Толстой, хотя в его времена десятая глава пушкинского романа еще не была известна. И в самом названии великой книги Толстого нельзя не увидеть перекличку со словами пушкинского летописца Пимена из «Бориса Годунова». Передавая свой труд Григорию Отрепьеву, он напутствует преемника: Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса...
Именно в «Борисе Годунове» впервые у Пушкина историческая тема представлена в реалистическом ключе. Первая русская ре­алистическая трагедия, написанная в 1825 го­ду, заканчивается знаменитой ремаркой: «Народ безмолвствует». Все персонажи оце­ниваются в трагедии с точки зрения народа. В этом Пушкин продолжает традиции Шекс­пира, что и подчеркивается даже строением стиха. Как и в шекспировских трагедиях, в «Борисе Годунове» используется белый пя­тистопный ямб, имеются также и прозаичес­кие вставки. Историческая тема разрабатывается Пуш­киным и в других драматических произведе­ниях.
Однако не летопись и не события русской истории послужили основой для знаме­нитых маленьких трагедий. В них использованы предания и традиционные западноевро­пейские сюжеты. Историческая основа интересует Пушки­на прежде всего своей психологической сто­роной. Так, психологически возможным счи­тал он отравление Моцарта его другом Саль­ери. Маленькие трагедии на примерах из истории доказывают, что «гений и злодейст­во две вещи несовместные». Одним из самых сложных, неоднознач­ных образов в произведениях Пушкина, по­священных историко-психологической теме, является образ Петра I.
Петр I — один из центральных героев поэмы «Полтава». Воз­величивая Петра I, рассказывая о героичес­ких событиях русской истории, Пушкин не забывает, о моральном, гуманном ас- пекте исторической темы. Жертвой истории оказывается несчастная Мария Кочубей. В первом прозаическом историческом романе Пушкина «Арап Петра . Великого» Петр I не только «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», как в «Стансах», но и заботливый друг, великодушный чело­век, идеал монарха и семьянина. К сожале­нию, роман не был закончен, тема Петра в этом произведении не получила дальнейшего развития. Но в 1833 году она нашла свое продолже­ние в новом стихотворном произведении. Это самая загадочная поэма Пушкина — поэма «Медный всадник». Создавая ее, Пушкин ос­новывался на нескольких преданиях о тени Петра I, являвшейся в Петербурге то Павлу I, то А. Голицыну. Жители Петербурга, верившие этим ле­гендам, считали, что ничто не угрожает их городу, пока в нем стоит памятник Петру.
 Тема Петра переходит в тему российской го­сударственности, и обращение к истории как бы высвечивает будущее России. Апокалиптическая картина наводнения и гибнущего служит предупреж- дением потомкам. Петр I не только создал, сотворил Петербург, но всю «Россию поднял на дыбы». Показывая конфликт государства и личности, Пушкин задает вопрос: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?
Итогом размышлений Пушкина над исто­рией, ролью личности и народа в ней, нравст­венным смыслом исторических событий стала «Капитанская дочка» — главная, на мой взгляд, прозаическая книга Пушкина, рабо­та над которой была завершена в 1836 году и которая вышла в свет за месяц до смерти автора. Своеобразие пушкинской исторической прозы недооценили современники.
По мне­нию Белинского, в «Капитанскдй дочке» изо­бражены «нравы русского общества в царст­вование Екатерины». Характер же Гринева критик называет «ничтожным, бесцветным». Подобные упреки в слабой разработке ха­рактера главного героя возникли от непони­мания всей глубины образа Гринева. Ведь он находит единственно правильный путь, при­поднимается над «жестоким веком», сохра­няя гуманность, человеческое достоинство и любовь к человеку независимо от принад­лежности его к той или иной политической группировке. В «исторической метели» Гринев не позволил себе сбиться с дороги. На примере ужасов пугачевщины Пушкин показывает, что «лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных Это очень умная мысль, к сожалению, не оцененная по заслуге даже нашими современниками.
В своей «Истории Пугачева» Пушкин не скрывал ни злодеяний пугачевцев, ни жесто­кости правительственных войск. А в «Капи­танской дочке» образ Пугачева поэтичен, и многие критики, подобно Марине Цветаевой (статья «Пушкин и Пугачев»), считали, что Пугачев нравственно выше Гринева. Но Пу­гачев потому и рассказывает Гриневу «кал­мыцкую сказку» об орле и вороне, что хочет прельстить своего собеседника «пиитическим ужасом». У Гринева же свое отношение к кровавым событиям, выраженное в его сло­вах: «Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». Не «бесцветным», а по-христиански стой­ким и самоотверженным предстает перед на­ми любимый герой Пушкина, хотя его «запи­ски» о «бестолковщине времени и простом величии простых людей» просто- душны и бесхитростны.
В сущности, пушкинский подход к исто­рии — это и подход к современности. Вели­кий гуманист, он противопоставляет «живую жизнь» политической борьбе. В своей речи о Пушкине Достоевский сказал, что автор «Капитанской дочки» видел в нашей истории, в наших даровитых людях залог «общей гармонии, братского оконча­тельного согласия всех племен по Христову евангельскому закону». Мысль историческая, «мысль народная» в пушкинском творчест­ве — это мысль, обращенная в будущее.
Хочется сказать еще и о том, что история для Пушкина была уроком нравственного ве­личия, уроком высоты человеческого духа. Вот почему историческая тема в творчестве Пушкина тесно соединяется с нравственно-психологической. Этот ракурс в освещении исторических событий стал главным и для последующих писателей, среди которых глав­ное место, конечно же, занимает Лев Толстой, автор великого исторического романа «Война и мир».
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 752 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, скачать бесплатно, Роман, писатель, без регистрации, банк сочинений | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0