При чтении «Мёртвых душ»
хочется порой воскликнуть, подобно многим
гоголевским героям: "Чёрт знает что такое!” — и
отложить книгу. Удивительные детали вьются,
словно барочные узоры, и увлекают нас за собой. И
только смутное недоумение и голос здравого
смысла не позволяют читателю окончательно
поддаться привлекательной абсурдности и принять
её как нечто само собой разумеющееся. В самом
деле, мы невольно погружаемся в мир деталей и
лишь потом вдруг осознаём, что они странны до
крайности; и непонятно уже, зачем они здесь и
почему пересекают линию повествования.
«Мёртвые души» демонстрируют нам всё
многообразие подобных "мелочей” — детали
пейзажные, портретные, детали интерьера,
развёрнутые сравнения, изобилующие деталями.
Гоголь стремится создать как можно более полную
картину повседневной жизни губернского города NN
(а таких городов, вероятно, было тогда в России
великое множество), целиком раскрыть образы
помещиков, он прибегает к описанию мельчайших
подробностей, которые порой, как уже было
сказано, вызывают в читателе неподдельное
удивление.
Чичиков приезжает в город; Гоголь сразу же
обращает внимание читателя на каких-то мужиков,
рассуждающих о колёсах брички героя, и некого
молодого человека с тульской булавкой в виде
пистолета (что интересно, эти персонажи никогда
больше не появятся на страницах книги). Чичикову
достаётся номер в местной гостинице; тут Гоголь
говорит даже о тараканах и о двери в соседнее
помещение, заставленной комодом. И даже о том, что
сосед обычно любопытен и интересуется жизнью
проезжающего. Только был ли у Чичикова такой
сосед, приходил ли он, когда герой отсутствовал,
или же не было соседа вовсе, этого мы не узнаем, но
зато у нас отныне есть точное представление о
гостиницах "известного рода”.
В описании наружного фасада гостиницы
появляется абсурдная деталь — выглядывающий из
окна краснолицый сбитенщик с самоваром из
красной меди. Гоголь уподобляет предмет и
человека двум предметам, двум самоварам, причём
один из них — с бородой. Уже и не различишь, где
человек, а где самовар. Аналогичный приём
"овеществления” человека (или сравнение его с
чем-то, лишённым человеческих черт) используется
Гоголем и в других эпизодах поэмы (деревни с
бабами в верхних окнах домов и свиньями — в
нижних, два лица в окне дома Собакевича, похожие
одно на огурец, другое — на молдаванскую тыкву,
из которой делают балалайки; лицо губернаторской
дочки, мертвенно-овальное, чистое, "как только
что снесённое яичко”; "чёрные фраки” на балу —
здесь же предельно детализированное сравнение с
мухами; "фризовая шинель” без класса и чина,
скитающаяся по уснувшему городу). С одной
стороны, детали эти никуда не ведут и служат для
изображения незначительных персонажей; но, если
вдуматься, не говорят ли эти отдельные штрихи об
изначальной бездуховности города? Мертвы вещи —
значит, мертвы и души людей, живущих
бессмысленной, будто застывшей жизнью; мелкие
люди NN сменяют друг друга перед нашим взглядом,
как гротескные сюрреалистические фигуры
(примерно такие же, как та самая нимфа с огромными
грудями на картине в гостинице или греческие
полководцы с толстыми ляжками на портретах в
доме Собакевича), вырезанные из картона. Что,
например, видят все в прокуроре до его смерти?
Брови и подмаргивающий глаз. Безжизненные
детали. Порой они смешны, однако в сумме с другими
образами, образами помещиков, которых навещает
Чичиков, дают какую-то зловещую картину. Манилов,
Коробочка, Плюшкин, Собакевич — все они зачахли,
очерствели в своих поместьях, среди бездушных
вещей.
Вот Манилов со своим сладким, приторным лицом,
который привык к безделью, любит строить
идиллические планы на будущее, но дальше слов
никогда не идёт. Он только курит трубку (в комнате
у него везде аккуратные горки табака и золы), а на
столе у него лежит одна и та же книга, заложенная
на одной и той же странице. Гостиная обставлена
прекрасной мебелью (правда, на два кресла не
хватило шёлковой материи). Вечером приносятся в
гостиную подсвечники — один роскошный, другой —
"просто медный инвалид”. Все детали интерьера
являют собой отражение незавершённости,
бессмысленности действий Манилова, который на
словах стремится к прекрасному и построил даже
беседку под названием «Храм уединённого
размышления», а на деле ведёт совершенно
бездуховную, скучную жизнь, "скучно-синеватую”,
как лес в его поместье.
Вот Коробочка с её страстью к
накопительству; в её доме — зеркала, картины с
какими-то птицами, колоды карт, письма, комоды,
набитые старой одеждой (вероятно, там помещица
прячет деньги в пестрядевых мешочках); на дворе —
изобилие. Куры, индейки, свиньи. Пространные
огороды, ухоженная деревня, и у крестьян имеются
телеги. Коробочка — рачительная хозяйка, однако
жизнь её более ничем кроме заботы о хозяйстве не
заполнена; пусть даже помещица эта молится ночью
перед образами, она, на самом деле, всего лишь
чучело, недаром в огороде её стоит чучело, на
которое надет её же собственный чепец. Это жизнь
старой, бездуховной старухи, чьё медленное время
отсчитывается хрипящими и шипящими настенными
часами.
В поместье Собакевича всё основательно:
крепкий, непомерно толстый забор, сараи из
толстых брёвен, избы "без затей”. В доме
предметы похожи на хозяина: пузатые тяжёлые
стулья, бюро, стол, дрозд в клетке. Сам Собакевич,
неуклюжий, с грубым лицом, ходит во фраке
медвежьего цвета, имеет привычку наступать всем
на ноги и много ест (на вечере у полицмейстера
съедает целого осетра; в день приезда Чичикова
подаются ватрушки размером с тарелку и индюк
величиной с телёнка). Душа его "закрыта толстою
скорлупой”, и неизвестно, есть ли там какие-то
чувства.
У Плюшкина от всего веет запустением, упадком,
даже смертью: плохие дороги, разрушающиеся,
покосившиеся избы и церкви, неухоженный
господский дом, застоявшиеся клади хлеба,
зелёная плесень, гниющее сено, разросшийся сад
(единственное, что красиво и живо в этом
поместье), постепенно скрывающий труды человека.
Интерьер дома беспорядочен, хаотичен: куча
разнообразного ненужного хлама, который Плюшкин
копит неизвестно зачем (это уже бессмысленное
накопительство, а не стремление к благополучию,
как у Коробочки), нагромождённая горой мебель,
пыльная люстра. Чичикова Плюшкин хочет
попотчевать куличом и ликёрчиком бог знает какой
давности (при этом у других помещиков — обильные
обеды). Наряд Плюшкина больше похож на нищенские
отрепья; глаза помещика — как чёрные мыши, всё
ещё быстрые; он старается всё подмечать и следит
за своими крепостными, жалеет свечей и бумаги, но
бережливость его ничтожна и гадка.
Описание деталей порой заслоняет самих людей.
Помещики постепенно теряют всё живое,
человеческое, сливаются с материальным миром.
Они кажутся более "мёртвыми”, чем Ноздрёв с его
пышущим жизнью лицом (румянец во всю щеку, "кровь
с молоком”). Он бездуховен, как и они, жизнь его
напоминает его же потрёпанную колясчонку с
изодранными хомутами (сам он потрёпан, с
бакенбардами разной длины), но, по крайней мере, в
нём есть какие-то живые, естественные,
человеческие пороки: необъяснимое, глупое,
какое-то бескорыстное желание нагадить ближнему,
любовь к кутежам (недаром он так налегает на вина
и угощает гостей то шампанским, то мадерой, то
рябиновкой, которая оказалась "сивушницей”) и
страсть к вранью (он содержит собак и сам вечно
лает, как собака; нельзя также не вспомнить
пресловутые турецкие кинжалы с надписью "Мастер
Савелий Сибиряков”).
Это самые заметные персонажи города NN и его
окрестностей. Города, где губернатор большой
добряк и вышивает по тюлю (тем не менее
крестьяне тут некогда убили заседателя), где
чиновники читают «Людмилу» и Юнга, где дамы
содержат собачонок, одеваются по-столичному для
балов и обсуждают фестончики. Калейдоскоп
бессмысленных деталей обрисовывает пустоту —
подлинное содержание города, — в которой
абсурдные слухи произрастают, как грибы,
исключительно потому, что горожане увязли в
бездействии. У большинства из них на самом деле
нет ни целей, ни стремлений, они топчутся на одном
и том же месте. Чичиков, по крайней мере, движется
вперёд по дороге жизни, хотя цели его, конечно,
слишком мелочны, да и сам он — "никакой”, не
толст, не тонок, разве что фрак на нём ухоженный,
брусничного цвета с искрой. Шкатулка Чичикова —
целый мир, вещественное повествование о жизни
героя, о приобретениях, накопительстве, об
упорной погоне за деньгами, о расчётливости и
самолюбовании; здесь и мыло, и бритвы, и
чернильница, и перья, и афиши, и билеты, и гербовая
бумага, и ассигнации. Деньги составляют главную
его страсть. Ведь ещё отец учил его: "Всё
прошибёшь на свете копейкой”.
Картина довольно печальная (пожалуй, она
вызвала бы только омерзение, если бы не ирония
автора). История грустно глядит на неё с
неизвестно зачем повешенных у Коробочки и
Собакевича портретов Кутузова и Багратиона. Не
так давно ещё герои эти отчаянно сражались
(сражался и несчастный капитан Копейкин); герои
истории размахивали саблями, а теперь сабля эта
мирно покоится в бричке Чичикова "для внушения
надлежащего страха кому следует”. И сам Чичиков
в какой-то момент в глазах горожан предстаёт —
апофеоз абсурда! — Наполеоном...
Гоголь и смеётся над этой бессмысленной, словно
ворох старых бумаг, реальностью города NN, и
задумывается о ней, приходя к выводам далеко не
утешительным. Но гнетущая тяжесть абсурда
растворяется, как только скрывается из виду
губернский городок, остаётся лишь дорога, и
воспоминание о странных событиях вскоре
потускнеет в памяти Чичикова.
Так и мы иногда останавливаемся, оглядываемся
вокруг, и внезапно охватывает нас мысль: "Чёрт
знает что такое!” — и мы стоим так, ничего не
понимая, некоторое время, потом чешем в затылке,
усмехаемся и идём себе дальше по своей дороге. |