Замечательный
роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» стоит в ряду лучших
произведений русских писателей, таких, как Гоголь, Гончаров, Тургенев, изображавших
жизнь дворянства. В романе с огромной обличительной силой раскрыты все пороки
общества, порожденные в России господством помещиков. В своем суровом приговоре
крепостничеству Салтыков-Щедрин разоблачил
развращающее влияние собственности и паразитизма на человеческий характер, показал
неизбежность нравственного и физического разрушения паразитической личности.
Писатель
изобразил историю морального опошления
и вымирания семейства помещиков Головлевых. Оно является собирательным
художественным образом, в котором автор обобщил все типичные черты быта, нравов,
психологии помещиков накануне отмены крепостного права и после нее.
Читая
роман, испытываешь чувство омерзения к этим паразитам. Члены семьи постоянно
враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова «балбес,
изверг, мерзавец,
подлец, негодяй» были обычными в этом семействе. В чем же дело? Может быть, их
жизнь полна тягот и лишений, поэтому они так
ожесточились? Ничуть не бывало. Дом — полная чаша.
Арина
Петровна — глава семейства, всю свою
жизнь положившая на округление владений. Эта властная женщина в течение длительного
времени единолично управляла обширным имением и благодаря своей энергии сумела
удесятерить свое состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх
над материнскими чувствами. Например, ее реакцию на смерть дочери Салтыков-Щедрин
показывает как чувство недовольства прежде
всего тем, что покойница оставила ей «своих
двух щенков». Таково отношение Арины Петровны к собственной дочери и внучкам.
Не лучше она относится и к сыновьям, поощряя их к лицемерию, наушничанью ради
«лучшего куска на блюде».
Дети
разделялись на «любимчиков» и «постылых». Меняя любимчиков и развращая их
таким отношением, мать заглушала их естественное чувство любви к родителям.
Физическое
наказание детей было обычным явлением
в этой семье. И все это делалось ради
семейного благополучия, то есть для блага этих же детей, которых Арина Петровна
изуродовала своим воспитанием.
Совершенно
забит и ушел в себя «Пашка-тихоня», прожил купленный ему матерью дом в Москве и
влачит жалкое существование «Степка-балбес, постылый сын»; «на кислом молоке
и попорченной солонине» воспитываются сиротки внучки. Таковы предварительные
итоги помещичьего воспитания.
От
главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании, нравственного увечья,
следующих одна за другой смертей членов головлевского
семейства. Запертый в душной и грязной комнате, лишенный даже одежды и
еды, спился о одиночестве Степка-балбес. Умер Павел, имением которого тотчас
завладел Иудушка Головлев. Трагически сложилась жизнь наследников Арины:
изуродованное детство и юность толкнули их на путь разврата и гибели. В конце
жизни перед Ариной
Петровной предстают итоги ее деятельности, которая была подчинена бессердечному
стяжательству и формированию «извергов».
Самый
страшный из них — Порфирий, еще
в детстве прозванный в семье Иудушкой. Деспотическая обстановка в семье привела
к тому, что Порфиша научился прикидываться ласковым сынком, заискивал перед
матерью, лебезил, показывал, что он — «весь послушание и преданность».
Притворная почтительность как способ получения лучшего куска или избежания
наказания — это способ,
который, все более развиваясь в дальнейшем, сделал Иудушку лицемером. Черты стяжательства
развились в нем до предела. Он стал владельцем Головлева, овладел имением
брата Павла, прибрал к рукам все капиталы матери, обрек эту когда-то грозную и
властную хозяйку головлевской семьи на одиночество и прозябание и сам сделался
властелином всех головлевских богатств.
Писатель
неоднократно повторяет сравнение Иудушки с пауком, сосущим кровь своих жертв.
Иудушка — садист, он находит в страданиях других наслаждение. Его нравственное
оскудение так велико, что без малейшего содрогания, прикрывая ласковыми речами
свое истинное «я», Иудушка обрекает на гибель поочередно каждого из троих
своих сыновей - Владимира, Петра и младенца Володьку.
Иудушка
— пустослов. Он «зудил, надоедал, тиранил» своими речами окружающих. Он может
словами, как говорит о нем один крестьянин, «сгноить человека». Но запас его
слов определяется запросами паука-помещика и поэтому крайне беден. По
определению Салтыкова-Щедрина,
Иудушка не просто говорит, а источает «массы словесного гноя».
Свои
злодейства Иудушка совершает как самые
обычные дела, «потихонечку да полегонечку», а что самое ужасное — «по закону».
Так писатель показывал защищенность Иудушки-кровопийца законами власти и религии.
Ведь он с большим искусством пользовался такими прописными истинами, как
почитание семьи, религии и закона. И хотя все считают его кровопийцей, и с
полным на то правом, он может возразить тем, что юридически все им соблюдается
правильно.
Писатель
показал в лице Иудушки человека ничтожного, скудоумного, никчемного. И вместе
с тем это олицетворение ничтожества держит в подчинении и страхе окружающих,
доводит их до гибели, и происходит это потому, что ничтожество Иудушки и ему
подобных опирается на крепостническую мораль и закон. Своим произведением писатель-сатирик
вынес смертный приговор исторически обреченному классу помещиков-крепостников. |