О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь... А.А. Блок
Весь широкий поток лирических тем и мотивов поэзии Блока как бы сливается в теме России. Блок вдохновенно и неустанно разрабатывает ее и в лирике («На поле Куликовом» и многие другие стихи, вплоть до «Скифов»), и в эпосе («Возмездие», «Двенадцать»), и в драме («Песня Судьбы»), и в публицистике. Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с ней одной жизнью, болел ее болезнями, радовался ее радостями. Особенности души русского человека — своего современника, ее национального типа — он объясняет русской исторической действительностью, событиями русской жизни начала XX века:
Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего! Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы — Кровавый отсвет в лицах есть.
В теме родины, как она творчески разрешалась Блоком, переплетается все — и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в «новый век». Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер: Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу...
Поэт воспринимает родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком. Россия Блока — чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века, а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с ней напоминают настоящий любовный роман. «О, Русь моя, жена моя!..», «О, бедная моя жена», «...невеста, Россия», «И пусть другой тебя ласкает...», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена...» — так обращается Блок к родине. Она предстает поэту то «статной царевной», которая «обнимает рукой», то прекрасной девушкой «разбойной красы». Этот лирический и опоэтизированный образ России-красавицы, России-возлюбленной, России-жены наделен в стихах Блока живыми человеческими, даже своего рода «портретными» чертами:
Нет, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным!
В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические черты национального женского характера. Черты эти — вечное «горение», высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство. «Россия — буря», — говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образов безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи... Эта цепь образов тянется от ранних стихов до «Двенадцати». И это свое ощущение бушующей повсюду «бури и тревоги» Блок выражал специфическими средствами стиха — лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи:
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!
И вне этой символики для Блока не существует чувства России, потому что он ощущает ее всегда — только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в будущее.
ВАРИАНТ 2 Блок... При звуке этого имени почему-то вспоминается:
Когда я думаю о Блоке,
Когда тоскую по нему,
То вспоминаю я не строки,
А мост, пролетку и Неву...
Наверное, эти стихи связываются с обликом неповторимого поэта
России оттого, что он сумел с редкой художественной силой и
убедительностью выразить в своем творчестве и себя, и то время, в
которое жил. Личное и общественное так тесно переплелись в его поэзии,
что их невозможно отделить друг от друга.
Начиная со "Слова о полку Игореве" тема родины стала ведущей в
творчестве выдающихся русских писателей. Главной она была и для Блока.
Он сумел увидеть в России и тютчевскую тайну, и некрасовскую убогую
деревенскую Русь, и летящую вдаль гоголевскую птицу-тройку. Но, пожалуй,
ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с
любовной, интимной лирикой, как у Блока. Нетрадиционным стал блоковский
образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не
как мать любит Блок Россию, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно
меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проституткой,
являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена,
она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "На поле Куликовом" она
охраняет спящих воинов.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо
нерукотворного Спаса вписан образ "светлой жены". Но в лирике поэта его
возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней
что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик
богоизбранной невесты, благочестивой девы.
Там прикинешься ты богомольной,
Там старушкой прикинешься ты,
Глас молитвенный, звон колокольный,
За крестами — кресты да кресты...
Только ладан твой синий и росный
Просквозит мне порою иным...
Нет, не старческий лик и не постный
Под московским платочком цветным!
Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная
старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой".
Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и
прекрасной, но и нищей — с серыми избами, расхлябанными колеями,
острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности
выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое
и порождает трагические предчувствия поэта. Но в то же время Блок верит
в будущее отчизны, в то, что она преодолеет все беды и невзгоды. И
обрести эту веру ему помогает Гоголь, к которому не раз обращается поэт в
своей публицистике. В свое неспокойное, жестокое и противоречивое время
сквозь столетие слышит Блок взволнованный голос великого писателя XIX
века, призывающий русских людей любить не только прекрасную Россию, но и
убогую, нищую, переполненную болезнями и страданиями родину. Тревожный
мотив летящей птицы-тройки пройдет через всю поэзию и публицистику
Блока, приобретая новое неожиданное звучание. В статье "Интеллигенция и
революция" поэт в "чудном" звоне колокольчика слышит тот возрастающий
гул, который предвещает революцию. "Что, если тройка, вокруг которой
"гремит и становится ветром разорванный воздух", — летит прямо на нас?" —
пишет Блок в 1908 году. Поражает пророческий дар писателя, который
провидит грядущую трагедию России, где прямо "под ногами бешеной тройки"
нашли гибель десятки тысяч русских людей. Гоголевская птица-тройка
преображается у Блока в "степную кобылицу" в цикле "На поле Куликовом".
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Остановись!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Когда читаешь эти стихи, возникает ощущение, что бешеная,
захлебывающаяся скачка, которую невозможно остановить, должна
завершиться катастрофой. Россия неудержимо несется к своим страшным
годам. Это прозрение Блока особенно подчеркивается последними строками,
которые означают уже не только человеческий бунт, но и бунт неба. Как
новое пророчество о будущем появляется у Блока новый образ Возлюбленной —
России: "пьяная Русь", "разбойная краса", "роковая, родная страна".
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую
веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и
страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же "лес и
поле, да плат узорный до бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней
войны и "дней свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты". В
замечательном стихотворении "Грешить бесстыдно, беспробудно" с жестоким
реализмом изображается то злое, низкое, подлое и пошлое, что есть в
России, Изображенное лицо, которое и олицетворяет здесь эти качества,
несколько раз крестится, целуя "столетний бедный и зацелованный оклад",
кладет грошик, а дома на тот же грош обсчитывает ближнего и, икнув,
отпихивает голодного пса от двери, чтобы затем "на перины пуховые в
тяжелом завалиться сне". Много душевных сил и истинной любви нужно иметь
поэту, чтобы и после этого сказать:
Да, и такой, моя Россия
Ты всех краев дороже мне.
Верно заметил Гумилев, что из некрасовских заветов любить отчизну
"с печалью и гневом" он принял только первый. Страшная, пьяная,
преступная Россия, предстающая в стихах Блока, не убивает светлых,
оптимистических надежд поэта на великое будущее родной страны. Его
волнуют не политические судьбы России, а спасение ее живой души. Может
быть, поэтому Блок находит образ, издавна символизирующий любовь и
добро, которые все-таки должны воцариться в мире. Это образ Христа —
Сына Человеческого, который так же, как и художественное воплощение
Вечной Женственности, возникает в интимно-личных переживаниях поэта.
Блок знал, что политическая реакция преходяща, что через нее придется
выйти на путь борьбы за вселенскую идею. И тогда сквозь "тьму
исторической ночи" проникнут в души людей лучи нового мира. И этот свет,
означающий духовно-нравственный поиск народа, несет в себе образ
Христа.
Христос! Родной простор печален,
Изнемогаю на кресте.
И челн твой будет ли причален
К моей распятой высоте?
В этом риторическом вопросе звучат и боль, и отчаяние, и надежда.
Здесь появляется и развивается мотив "сораспинания" с родиной, которая
всегда была для Блока и смыслом, и целью его поэзии. Образ России в душе
поэта "светел навсегда". Он давал ему силу, рождал волю к жизни, внушал
надежду. Поэтому и сейчас по-прежнему
Горит звезда Вифлеема
Так светло, как любовь моя.
|