Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 01:18:33
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

12:26:26
РУССКАЯ ИСТОРИЯ В ПРОЗЕ А. С. ПУШКИНА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Безусловно, А. С. Пушкина очень волно­вала тема восстаний в России — как кресть­янских бунтов, так и таких, как события де­кабря 1825 года, в которых принимали учас­тие его близкие друзья. Раздумья над этим обратили мысль авто­ра к драматическим событиям истории, и он пишет очерк «История Пугачева». Но как ху­дожник, А. С. Пушкин не смог полностью вы­разить себя в историческом труде, и у него возник замысел художественного произведе­ния о пугачевском восстании.
Герои «Капитанской дочки», обычные лю­ди со своими обычными человеческими судь­бами, оказываются в самом центре историче­ских событий. Мы читаем о далеком даже для А. С. Пушкина XVIII веке, но благодаря тому, что повествование ведется от первого лица, все описанное близко и понятно нам. Мы не смотрим со стороны, а вместе с моло­дым Гриневым участвуем в событиях его жиз­ни. Предводитель крестьянского бунта, кро­вавый, не знающий жалости злодей, пред­стает перед нами благодаря Гриневу живым человеком, со всеми своими достоинствами и недостатками.
Герой «Капитанской дочки» юный Петруша Гринев еще не умеет оценивать события, непосредственным участником которых ста­новится. Он просто живет, чувствует и по­ступает так, как велит ему совесть. Обезору­живающая честность не раз спасает ему жизнь. Эта же честность — залог особого до­верия читателя ко всему, о чем рассказыва­ет Гринев. Конечно же, нельзя сопоставлять Гринева с ни по уму (вспомним его рассказ о жизни в родительском доме до армии),
ни по душевным качествам (богатство и многогранность духовного мира поэта не вызывают сомнений, чего не скажешь о Гриневе), но в отношении чести и долга их мнения сов­падают. Дворянин, не считающий для себя воз­можным изменить присяге и перейти на сто­рону восставших, — это мог быть и Пушкин.
В заметке от издателя А. С. Пушкин пи­шет, что единственное дополнение его к ру­кописи Гринева — это эпиграфы. Таким об­разом, только в эпиграфах автор напрямую выражает свою позицию. Первый и главный из них — «Береги честь смолоду». Проблема чести — одна из главных в «Капитанской дочке». Положи­тельные герои — те, кто «берег честь смоло­ду». Это Гринев, Маша, семья Мироновых. К ним же в некоторой степени можно отнес­ти и Пугачева. По крайней мере, в отноше­нии Гринева он поступил честно.
Повествователь в «Капитанской дочке» — это тот же Гринев, но уже в старости. Он смо­трит на себя со стороны, посмеивается над ошибками молодости, над своей неопытнос­тью, но он и гордится тем, что не потерял сво­его дворянского достоинства. Основные жиз­ненные принципы его сформировались уже тогда и остались неизменными. В отличие от молодого Петруши, все мыс­ли которого были заняты любимой девушкой, Гринев-повествователь дает оценку и исто­рическим событиям.
Это именно он говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бес­смысленный и беспощадный. Те, которые за­мышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая го­ловушка — полушка, да и своя шейка — ко­пейка...» Получается так, что в самом центре ре­шающих событий истории находится сред­ний, гораздо более заурядный человек, чем сам Пушкин, тем не менее им же выбранный. Это вызывает у читателя доверие.
Искрен­ний и открытый Гринев рисует объективную картину происходящего, не дает поводов для подозрений в каком-либо «умничанье» (кста­ти, любимое его слово). Язык Гринева-по­вествователя прост и доступен, без затей. Пушкин-поэт мог использовать описание бу­рана как аллегорию крестьянского восста­ния: «Ну, барин, — закричал ямщик, — бе­да: буран!» Гринев же просто описывает ме­тель, благодаря которой он познакомился с Пугачевым. Повесть «Капитанская дочка» повествует не просто о народном восстании, а об общече­ловеческих проблемах. Нигде в повести мы не встретим описания угнетенного народа. На­оборот, например, Савельич бескорыстно лю­бит своих хозяев и предан им.
И все же «Капитанская дочка» — глубоко народное произведение, даже общенародное, примиряющее все сословия. Почти все эпи­графы к главам взяты из народных песен и пословиц. Они становятся выражением чувств героя-дворянина. Пушкин говорит нам, что жизнь сложнее любых схем, что для объеди­нения людей недостаточно их принадлежнос­ти к одному сословию. Гриневу намного более симпатичен Пуга­чев, чём Швабрин — такой же, как он, офи­цер. Каждый герой повести — не просто представитель своего сословия, но самостоя­тельная личность: и Савельич, и Пугачев, и императрица. Пугачев — представитель народа, но он не смешивается с толпами людей, идущих за ним, он вождь и понимает, что одинок и что рано или поздно его предадут.
Обсуждая кал­мыцкую сказку об орле и вороне, Пугачев и Гринев высказывают свою жизненную пози­цию. Пугачев не может жить иначе, для него бунт — смысл жизни, для Гринева же — «жить убийствами и разбоем значит клевать мертвечину». Герои не сходятся в определе­нии основы жизни и тем не менее остаются доброжелательны друг к другу. В «Капитанской дочке», в повести о на­родном бунте, относительно мало описаний кровопролития, всем и так хорошо известна жестокость крестьянской войны. Но там, где такие сцены есть, в них изображены страда­ния обеих сторон: это и башкирец с изуродо­ванным лицом, и смерть четы Мироновых.
Снова А. С. Пушкин разрушает любые схемы и главным измерением сюжета делает такое человеческое качество, как сострада­тельность, обычная доброта. Вспомним, как впервые в повести появляются Пугачев и им­ператрица — словно два полюса. Герои встре­чаются с ними как с обыкновенными людьми, и лишь затем выясняется, что оба они наделе­ны властью и оба проявляют милосердие лишь к тем, кому лично симпатизируют. Из­бирательно. В этой повести отразилась мечта поэта о возможности устройства такого мира, где все зиждется на добрых и мудрых человеческих отношениях; герой и повествователь помогают внушить именно эту мысль читателю.
А. С. Пушкин в повести «Капитанская доч­ка» использует свой излюбленный прием; сам он выступает в роли издателя, а автором как бы является Гринев. Также от лица вымыш­ленного автора написаны, например, «Повести Белкина» и «История села Горюхина». А. С. Пушкин создает вполне определен­ный образ повествователя — поместного дво­рянина. Детство его проходит в деревне, рас­тет он недорослем, затем отец отправляет его на военную службу, и через какое-то время он возвращается в родовое поместье и решает за­няться сочинительством.
Примерно так же выглядит история рассказчика «Капитанской дочки»; линия «автор — повествователь — ге­рой» здесь прослеживается довольно четко. Пушкин как будто строит лесенку во вре­мени: сам он смотрит из XIX века на повест­вователя, который в свою очередь пишет о себе в молодости. Таким образом, до читате­ля доходит многомерная историческая кар­тина, сложная, как сама жизнь.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 773 | Добавил: tineydgers | Теги: Савельич, Пугачев, служение, Белогорская крепость, проза Пушкина, повесть, Гринев, русская история, капитанская дочка, Швабрин | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0