Сатира
— основной творческий принцип Салтыкова-Щедрина. «Сказки» созданы в последние
годы жизни писателя (1883—1886) и предстают перед нами неким итогом работы Салтыкова-Щедрина
в литературе. И по богатству художественных приемов, и по идейной значимости,
и по разнообразию воссозданных социальных типов эта книга в полной мере может
считаться художественным синтезом всего творчества писателя.
Адресовав
«Сказки» «для детей изрядного возраста», Щедрин сразу же вводит читателя в
особую атмосферу своей книги. На этих страницах к «детям изрядного возраста», то есть ко взрослым, сохранившим
наивные иллюзии прекраснодушного юношества, обращаются сурово. Им не
сочувствуют — их умно и зло высмеивают; розовые очки, охраняющие их нежные
глаза от суровой действительности, безжалостно разбивают.
Сатира
Салтыкова-Щедрина - особое явление в русской литературе. Смех органически
присущ нашей культуре. И если Пушкин мог с полным правом сказать:
От ямщика до первого поэта
Мы все
поем уныло.
Грустный
вой - тень русская,
- то с неменьшими основаниями
можно говорить о смехе: так же, как и грусть, он свойствен всем — «от ямщика
до первого поэта».
Перу
Пушкина принадлежат добрые шутки и резкие эпиграммы; то веселостью, то мрачной
иронией блещет желчный Лермонтов; неразрывно слиты смех и слезы в творчестве
великого печальника и сатирика Гоголя; смешные, хоть и не всегда симпатичные
уродцы сходят со страниц Островского... И русский фольклор насыщен смехом: от
шуток-прибауток до целостной системы того
мира, глубочайший анализ которого дан Д. С. Лихачевым в книге «Смеховая
культура Древней Руси».
Литераторы, принадлежавшие к лагерю
революционеров-демократов, культивировали в своем творчестве особую
смеховую культуру: они отдавали приоритет сатире, призывали высмеивать и
бичевать пороки общества, «язвы современной жизни». Творчество
Салтыкова-Щедрина можно с полным правом назвать высшим достижением социальной
сатиры 60—80-х годов, квинтэссенцией сатирического направления натуральной
школы. Ближайшим предшественником Щедрина не без основания принято считать
Гоголя, создавшего сатирико-философскую картину современного мира. Однако и от
этого ближайшего предшественника Щедрин бесконечно далек, ибо ставит перед
собой принципиально иную творческую задачу: выследить, разоблачить и
уничтожить.
Белинский,
рассуждая о творчестве Гоголя, определял его юмор как «...спокойный в своем
негодовании, добродушный в своем лукавстве», сравнивая с иным «грозным и
открытым, желчным, ядовитым, беспощадным». Эта вторая характеристика глубоко
раскрывает сущность сатиры Щедрина. Замечательным подтверждением выглядит такая
запись И. С. Тургенева: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении
некоторых очерков Салтыкова. Было что-то страшное в этом смехе. Публика,
смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое». Таким образом, для
Гоголя смех был путем к нравственному исправлению людей, к
возрождению истинной духовности.
Салтыков-Щедрин
видел назначение сатиры в ином: она призвана возбуждать негодование, формировать
активных борцов с рабством и деспотизмом. Не к исцелению России стремился Щедрин,
но к полной гибели существующей социально-государственной системы и построению
на ее месте новой (обратите внимание, как близки его цели «базаровским» нигилистическим
идеям!).
Форма
сказки дала Щедрину возможность открыто высказываться по волнующим его и
его соратников проблемам. И, обращаясь к фольклору, писатель стремится сохранить
его жанровые и художественные особенности, с их помощью привлечь внимание
читателя к основной проблеме своего произведения.
«Сказки»
Салтыкова-Щедрина по жанровой природе представляют собой некий сплав двух
различных жанров фольклорной и авторской литературы: сказки и басни. Свободная
форма изложения, волшебные превращения, место и время действия, определяемые
как «в некотором царстве» и «некогда», — все это заимствовано писателем у жанра
сказки. Однако герои Щедрина вовсе не сказочные — это аллегории, сатирические
маски басен, где волк, заяц, медведь, орел, ворона и другие звери, птицы и рыбы
явственно принадлежат отнюдь не к животному миру. Следуя традициям Крылова,
Щедрин не произвольно надевает на своих персонажей те или иные маски, но
стремится «воздать каждому по заслугам»: в его сказках в каждой личине
сконцентрированы характерные черты, точно определяющие в своем единстве
распространенный социальный или человеческий тип.
Вспомним,
например, сказку «Самоотверженный заяц». Там «играют» все привычные «сказочные»
и «бытовые» черты персонажей.
Волк и
заяц не только символизируют охотника и жертву: волк кровожаден, силен, деспотичен,
зол; заяц — труслив, малодушен, слаб. Но эти образы наполнены злободневным социальным
содержанием. Волк наслаждается положением властителя, деспота: «За то, что с
первого моего слова не остановился, вот тебе мое решение: приговариваю я тебя
к лишению живота посредством растерзания. А так как теперь и я сыт, и волчиха
моя сыта, и запасу у нас еще дней на пять хватит, то сиди ты вот под этим
кустом и жди очереди. А может быть... ха-ха... я тебя и помилую». Посмотрите,
этот волк не просто пользуется правом сильного: в его образе воплощены
черты представителей власти всех уровней — от жандармского «хватать и не
пущать!» до судейского, губернаторского и т. д. манипулирования законом, Вся
волчья семья живет по «волчьим» законам: и волчата играют с жертвой, и
волчиха, готовая зайца сожрать, его по-своему жалеет (как тут не вспомнить
грибоедовское: «По-христиански, так он жалости достоин»!).
Однако у автора
вовсе не вызывает сочувствия заяц: ведь он тоже живет по волчьим законам,
безропотно отправляется волку в пасть! Щедринский заяц не просто труслив и беспомощен, он малодушен, он заранее
отказывается от сопротивления, облегчая волку решение «продовольственной
проблемы». И здесь авторская ирония переходит в едкий сарказм, в глубокое
презрение к психологии раба.
Злое,
гневное осмеяние рабской психологии — одна из основных задач сказок Щедрина.
Он не только констатирует эти особенности русского народа — его долготерпение,
безответность, не только с тревогой ищет их истоки и пределы, как свойственно
было Некрасову. Салтыков-Щедрин безжалостно обличает, едко высмеивает,
бичует, ибо видит именно здесь главную беду времени. Сказки — жанр, доступный
народу и любимый им. И именно сатирическая сказка, считал Щедрин, быстрее и
эффективнее всего дойдет до народа. Маски животных нужны сатирику не только
как аллегория.
М. Горячкина справедливо отмечает: «Щедрин
в сказках не только идет по линии наделения животного чертами представителя
того или иного класса, той или иной политической партии, но и по линии
низведения человека, олицетворяющего враждебную народу силу, до положения
хищного животного». К этой мысли сам Щедрин старательно подводит читателя: «...Будь он хоть орел, хоть архиорел,
все-таки он — птица. До такой степени птица, что сравнение с ним и для
городового может быть лестно только по недоразумению». Это отрывок из сказки «Орел-меценат»,
в которой особенно отчетливо звучит еще одна важная для Салтыкова-Щедрина
мысль. Обратите внимание: автор делает все для деромантизации, депоэти-зации
привычных образов. «Поэты много об орлах в стихах пишут, и всегда с похвалой. И
стать у орла красоты неописанной, и взгляд быстрый, и полет величественный. Он
не летает, как прочие птицы, а парит, либо ширяет; сверх того: глядит на
солнце и спорит с громами... И теперь я думаю об орлах так: "Орлы суть
орлы, только и всего. Они хищны, плотоядны... А живут орлы всегда в отчуждении,
в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают, а в свободное от разбоя время дремлют».
Для
чего потребовалось сатирику это развенчание привычно романтических образов? Он
считает пагубным само восхищение хищником, пусть даже хищной птицей. Разумеется,
поэты в образе орла романтизировали не пожирателя мышей; они создали символ
гордого одиночества, мощи, тяги к свободе и т. д. Но при всем том орел не
переставал быть плотоядным и все так же, говоря словами Пушкина, «кровавую
пищу клевал». Вот поэтому-то и возмущает Щедрина любование хищником. Ореолом
романтических черт овеян убийца — и автор разрушает ореол. «Бог с ними, с птицами, они «имеют
свое оправдание, что сама природа устроила их исключительно антивегетарианцами». Но, романтизируя орла, люди
одновременно возвышают и себе подобных - совершающих преступления. Оправдывая
орлов, оправдывают властителей, сильных
мира сего.
И
Салтыков-Щедрин саркастически высмеивает это «вредное заблуждение», не позволяя
видеть в поработителе героя, «право имеющего».
И
нельзя не видеть, что это — его решение «наполеоновской темы», что щедринские
волк и заяц, орел и мышь, карась и щука иллюстрируют все ту же глобальную,
центральную для русской литературы тему, которой Достоевский посвятил
«Преступление и наказание»: «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Показательно, к слову, что Достоевский прибег к «щедринскому» приему, заставив
Раскольникова в его теории разделить человечество на «Наполеонов» и
«муравейник», то есть на людей и насекомых.
Сказки
«о животных» — лишь один тип сказок Щедрина. В сказках другого типа действуют
люди («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» и др.). Их персонажи не прикрыты масками зверей, рыб и птиц, и автор использует иные сатирические
приемы: гиперболу, гротеск. Герои этих сказок, однако, тоже явлены как
маски-символы: автор создает собирательные образы социальных типов. Такие
сказки, как «Добродетели и пороки», «Пропала совесть», можно объединить в
отдельный цикл аллегорических сказок.
Они
наполнены большим философским содержанием, сказанное в них соотнесено не
только с настоящим моментом, но и с вечными вопросами бытия. |