Салтыков-Щедрин
— один из величайших сатириков мира. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за
освобождение русского народа, критикуя в своих произведениях самодержавие и
крепостничество, а после реформы 1861 года — пережитки крепостного права,
оставшиеся в быту и психологии людей. Сатирик критиковал не только деспотизм и
эгоизм угнетателей, но и покорность угнетаемых, их долготерпение, рабскую психологию.
Понимая,
что революцию может совершить только народ, Салтыков-Щедрин старается
разбудить самосознание народа, зовет его на борьбу." Во всем блеске
раскрылся талант сатирика в его сказках. Этот жанр позволяет скрыть истинный
смысл произведения от цензуры. В сказках Салтыгков-Щедрин раскрывает тему
эксплуатации народа, дает уничтожающую критику паразитизму дворянства,
чиновникам — всем тем, кто живет народным трудом.
В
сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» писатель изображает
двух генералов, которые попали на необитаемый остров. Два крупных чиновника всю
свою жизнь прослужили в регистратуре, которую потом «за ненадобностью упразднили».
Попав на остров, генералы-дармоеды чуть не съели друг друга. Не окажись на острове
мужика, бездельники так и умерли бы с голоду, хотя на острове было множество
плодов, рыбы и всякой живности. Насытившись, генералы вновь приобретают уверенность
в себе. «Вишь, как хорошо генералом быть», — говорит один из них.
В этой
сказке Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм, полную неспособность людей,
которые давно отвыкли от труда. Позднее Чехов в пьесе «Вишневый сад» покажет
нам Гаева, зрелого человека, которому старый лакей Фирс надевает штаны.
Окажись Гаев
на необитаемом острове, он так же, как и генералы, умер бы с голоду. Генералам
не приходит в голову, что эксплуатировать мужика — это позорно и
безнравственно, они полностью уверены в своем праве, что на них должен кто-то
работать.
Сатирик
пишет: «Вернувшись обратно в Петербург, генералы денег загребли, но и мужика
не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра. Веселись, мужичина».
С
такой же силой Салтыков-Щедрин разоблачает самодержавие в сказке «Медведь на
воеводстве». Лев в свое дальнее воеводство посылает Топтыгиных для усмирения
«внутреннего супостата». Под династией Топтыгиных Щедрин подразумевает
придворных слуг царя. Три Топтыгина сменяют друг друга на посту в дальнем
воеводстве. Первый и второй воеводы
занимались разного рода злодеяниями:
первый Топтыгин — мелкими (чижика съел), второй — крупными (забрал у крестьян
корову, лошадь, двух овец, «за что мужики осерчали и убили его»). Третий же
Топтыгин не хотел кровавых злодеяний, он пошел либеральным путем, за что мужики
много лет присылали ему то корову, то лошадь, то свинью, но в конце концов,
лопнуло терпение мужиков, и они раеправились с воеводой. В этой расправе ясно
видятся стихийные бунты крестьян против своих угнетателей.
Салтыков-Щедрин
показал, что недовольство народа обусловлено не только произволом
наместников, но и порочностью всей самодержавной системы.
Сатирик
не уставал изобличать пороки самодержавия и в других своих сказках. В сказке
«Орел-меценат» выдающийся писатель показал отношение верхов к искусству, науке
и просвещению. Он делает один вывод, «что орлы для просвещения не В сказке «Премудрый
пескарь» Салтыков-Щедрин высмеивает мещанство («жил дрожал и помирал дрожал»).
Также неравнодушен Салтыков-Щедрин и к идеалистам-утопистам (сказка
«Карась-идеалист»), Писатель утверждает, что не словами, а решительными
действиями можно достичь счастливого будущего, и сделать это может сам народ.
Народ
в сказках Салтыкова-Щедрина талантлив, самобытен житейской смекалкой. Мужик
делает из собственных волос невод в сказке о генералах. Писатель-гуманист полон
горечи за свой многострадальный народ, утверждая, что он своими руками «вьет
веревку, которую ему потом накинут на шею угнетатели». Образ коняги из сказки
Салтыкова-Щедрина — символ порабощенного народа.
Свой
стиль Салтыков-Щедрин называет эзоповским,
в каждой сказке присутствует подтекст, различные иносказания. Тесно связаны
сказки Салтыкова-Щедрина с народным творчеством:
он часто употребляет народные пословицы и выражения. Литературное наследство
Салтыкова-Щедрина, как и всякого гениального принадлежит не только прошлому,
но и настоящему, и будущему.
|