Сказки
подводят итог всему сатирическому творчеству Салтыкова-Щедрина. В сказках
показаны все стороны общественной и политической жизни России 60—80-х годов XIX
века. Салтыков-Щедрин разоблачал произвол, жестокую эксплуатацию народа. Эти
темы отражены в сказках «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Бедный волк»,
«Дикий помещик», «Соседи», «Ворон-челобитчик» и других. Возмущаясь эгоизмом и
жестокостью угнетателей, Салтыков-Щедрин с теплотой и любовью относится к
народу. В то же время он осуждает его покорность, наивную веру в то, что можно
найти правду и защиту у власти (сказки «Коняга», «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил», «Путем-дорогою», «Деревенский пожар»,
«Праздный разговор» и другие).
Салтыков-Щедрин клеймит позором и либералов, которые отвлекают народ от
борьбы пустыми разглагольствованиями. Автор осуждает шкурную обывательскую
мудрость «вяленых вобл» и пескарей, выпрашивание подачек самоотверженными и
здравомыслящими зайцами. Салтыков-Щедрин верил в социальное равенство,
гармонию, во всеобщее счастье. Эти идеи представлены в его сказках. Ярким
примером служит сказка «Карась-идеалист». Автор сразу же предупреждает, что
все в жизни гораздо сложнее, чем на первый взгляд кажется, всегда найдутся те,
которые воспротивятся любой положительной идее. В сказке это отражено в
словах: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Карась-идеалист выступает в
роли проповедника, Он красноречив и убедителен в проповеди братской любви:
«Знаешь ли ты, что такое добродетель? — Щука разинула рот от удивления.
Машинально потянула она воду и... проглотила карася». Так уж устроены щуки,
что они должны есть слабейших. В любом обществе есть сильные - кто ест, и
слабые - кого едят. Сказка отразила общественную философию мира угнетателей
и угнетенных. Но только ли в то время была актуальна сказка. Мне кажется, она
применима и по отношению к современному миру.
В
сказках Салтыкова-Щедрина действующими лицами выступают и животные, и птицы,
и рыбы, которые поступают как люди. «Пескарь жалования не получает и прислуги
не держит», мечтает выиграть двести тысяч. В сказке «Орел-меценат» Орел является
царем птиц, но он наделен чертами характера людей, которые выступают меценатами
в области просвещения. Орел решил завести при дворе науки и искусства. Однако
вскоре ему надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта,
надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Начались
«розыски, следствия, судбища», наступил «мрак невежества». Писатель показал в
этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством,
сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».
Премудрый
пескарь воплотил в себе черты характера типичного обывателя, который вечно
чего-то боится. Пескарь всю жизнь боялся, что его съест щука, поэтому сто лет
просидел в своей норе подальше от опасности. Пескарь «жил-дрожал, и умирал-дрожал».
Но даже он в конце жизни задумался о своем существовании. Пескарь перед смертью
пытается осмыслить: чего же ради всю жизнь
он дрожал и прятался? «Какие были у него радости? Кого он" утешил? Кто об
его существовании вспомнит?». Салтыков-Щедрин так излагает мораль сказки:
«Неправильно полагают те, кто думают, что лишь те пескари могут считаться
достойными гражданами и, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это
не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни
холодно… живут, даром место занимают да корм едят».
В
сказке «Медведь на воеводстве» высмеиваются царь, министры и губернаторы. Три
Топтыгина последовательно сменяют друг друга на воеводстве, куда послал их лев
с целью «усмирения внутренних супостатов». Первый занимался мелкими «срамными
злодеяниями», второй — крупными «блестящими». Но после того как задрал у
крестьянина лошадь, корову и пару овец, мужики его убили. Третий Топтыгин был
самым кровожадным, но действовал осторожнее других. Долгие годы он забирал у
крестьян мед, кур, поросят. В конце концов терпение мужиков лопнуло и
Топтыгина посадили на рогатину. Салтыков-Щедрин показывает, что причина нищеты
и бесправия народа не только в злоупотреблении властью, но и в самом характере
самодержавной системы. Порочна вся система и требуется ее свержение — в этом
заключается идея сказки.
Если
министры, чиновники и другие представители власти выступают в роли хищников
(медведь, орел), то простой труженик, который влачит свою жалкое существование,
сравнивается с лошадью. «Сытые пустоплясы» рассуждают о причинах бессмертия
Коняги. Один предполагает, что Коняга силен тем, что в нем от постоянной работы
«здравого смысла много накопилось», другой видит в Коняге «жизнь духа и дух
жизни», третий утверждает, что Коняге «труд дает.... душевное равновесие»,
четвертый, что просто Коняга привык к участи своей и нуждается только в кнуте.
Коняга работает, «пустоплясы» покрикивают: «Н-но, каторжный, н-но!»
Не
всегда Салтыков-Щедрин изображает людей в образе животных, часто помещик
выступает помещиком, мужик играет роль мужика. В сказке «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил» главными героями являются мужик и два
генерала-бездельника. Два совершенно беспомощных генерала чудом попали на
необитаемый остров, причем попали туда прямо из постели — в ночных рубашках и
с орденами на шее. Генералы чуть не съедают друг друга, потому что не могут не
только поймать рыбу или дичь, но и сорвать плод с дерева, Чтобы не пропасть с
голоду, они решают поискать мужика. И он тут же находится: сидел под деревом и
отлынивал от работы. «Громадный мужчина» оказывается на все руки мастером. Он и
яблок с дерева достал, и "картофель из земли выкопал, и силок приготовил
для рябчиков из собственных волос, и огонь добыл, и провизии наготовил, и пуха
лебяжьего набрал.
И что
же? Генералам дал по десятку яблок, а себе одно взял — «кислое». Даже веревку
свил, чтобы ею же его генералы к дереву привязали. Да еще готов был «генералов
порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не
брезговали». Сколько генералы ни ругают мужика за тунеядство, а мужик «все
гребет да гребет, да кормит генералов селедками». Автор показывает пассивность
мужика, его рабскую психологию, готовность терпеть и кормить генералов, которые
его же обирают.
Сказки
Салтыкова-Щедрина не потеряли актуальности и в наше время. И сейчас можно
встретить карасей, которых едят щуки, мужиков, которые кормят генералов, вяленых
вобл и других персонажей сказок этого писателя. |