Роман «Отцы и дети» написан в
переломный момент развития общества, во время обострения отношений между
двумя эпохами — старой, существовавшей раньше и в пору написания романа, и
новой, которая должна была прийти на смену старой. Старая эпоха представлена
дворянством и аристократией, а новая — демократами. Именно в такой переломный момент
возникают споры между представителями разных идеологий. В «Отцах и детях»
показан спор между Базаровым, представляющим собой демократов, и
потомственными аристократами Кирсановыми. Тургенев описывает занятия своих
героев, образ жизни, поступки.
Аркадий Кирсанов, младший
представитель семейной династии аристократов Кирсановых, привозит в отцовское
имение Евгения Базарова — своего друга и учителя. Автор показывает состояние
родового гнезда Кирсановых. Печальная картина предстает перед нашими глазами:
серые неприглядные поля, низкие кустарники, покосившиеся крыши, оборванные
мужики — все это свидетельствует не в пользу хозяев. Да и в отношениях с
крестьянами у Николая Петровича не все благополучно: приказчик — плут, а
крестьяне совсем обленились. Так считает старший Кирсанов. Николай
Петрович старается что-то сделать, но он мягкий, уступчивый, к тому же не
имеет определенных планов, чтобы что-то менять. На примере жизни Николая Петровича можно
проследить общественную биографию всего дворянства. Братья Кирсановы, как
было принято среди дворян, продолжали
судьбу своих родителей.
И старший и младший должны
были пойти по военной стезе. Николай Петрович, как и большинство людей его
круга, увлекается искусством, историей, литературой. Но он отошел от
общественной жизни и переехал в деревню. Николай Петрович — дитя своего
времени, он жил, как жили лучшие люди той поры. Но он инертен, не
способен на самостоятельные поступки. Его сделало таким то время, в которое он
жил. Тургенев подчеркивает этим, что эпоха дворянства заканчивается, она
изжила себя.
Чем-то похож на брата и Павел
Петрович. Внешне это обаятельный человек, с красивым лицом и безупречными
манерами. Ухоженные руки с «длинными розовыми ногтями», «английский костюм и
лаковые полусапожки», которые он носил даже в деревне, говорят о том, что он
сохранил свои аристократические привычки.
Братьям Кирсановым
противопоставлен в романе Базаров —
демократ-разночинец, нигилист, как он сам себя называет. Мы мало знаем о
прошлом Базарова. Известно, что отец его лекарь, мать —
обедневшая дворянка. Родители живут в небольшом имении, доставшемся по наследству матери.
Доходов от своей деревни отец не
получает и живет за счет врачебной практики.
Базаров гордится своим неродовитым происхождением и при удобном случае
упоминает, что его «дед землю пахал».
Евгений Базаров — энергичный человек с сильной
волей, холодным и трезвым умом. В образе своего героя Тургенев воплотил
основные черты характера лучших людей своей эпохи. Базаров считает, что
всякий человек сам себя воспитывать должен. Именно так он и поступает. Взгляды
Базарова не просто дань моде, как у его ученика Аркадия. Он
твердо убежден в необходимости коренного переустройства общества и верит, что сделать
это могут такие люди, как он сам. В споре с Павлом Петровичем он намекает:
«Нас не так мало, как вы полагаете».
Взгляды Базарова резко
отличаются от убеждений братьев Кирсановых.
Но если Николаю Петровичу позиция Базарова просто не нравится, то Павел
Петрович «волосатого нигилиста» считает своим заклятым врагом. Кирсановы
полагают, что существующий строй наиболее правильный и поэтому малейшее посягательство на
теперешнее устройство воспринимают как посягательство на них самих. Нигилист
Базаров стоит за преобразования в России, и в первую очередь, считает он, надо
«исправить общество». В этих высказываниях Базарова озвучены взгляды
Чернышевского и Добролюбова, которые считали, что реформа ничего не даст
народу.
В отличие от сидящих сложа руки аристократов нигилисты не склонны заниматься
пустыми разговорами. Ведь и сам Базаров постоянно работает: проводит опыты,
занимается естествознанием. Павел Петрович видит в Базарове деятельного
человека, который замахнулся на
существующий строй, и поэтому относится к нему с
опаской. Но Тургенев показывает и слабую сторону нигилизма: человек, не имеющий
определенной программы, весьма уязвим. Базаров предлагает разрушить для того,
чтобы «очистить место». В этом случае правда на стороне Кирсанова: нельзя
только все разрушать, необходимо строить. Базаров в своих взглядах не имеет
определенных планов на будущее, поэтому сама судьба лишает его будущего.
В спорах о русском народе я
придерживаюсь позиции Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью мужика,
его патриархальностью. Но как может знать правду о мужике человек, который при
разговоре с ним «морщится и нюхает одеколон». Именно так поступает Павел Петрович.
Базаров по своей деятельности, взглядам стоит намного ближе к народу и,
следовательно, больше понимает его нужды. Простые люди в имении Кирсановых
чувствуют это, поэтому подсознательно тянутся к нему. Базаров умеет поставить
себя на позицию мужика и разговаривает с ним на равных, не считает зазорным
просвещать народ. Базарова справедливо можно - назвать выразителем народных
интересов.
В спорах сталкиваются и
эстетические позиции Базарова и
Кирсановых. Николай Петрович любит и знает
литературу, музыку. Для Базарова все разговоры об искусстве — пустые слова.
Столь же односторонни его высказывания в разговоре об отношении к природе.
Теперь даже Аркадий выступает против Базарова. Это в ответ на его вопрос: «И
природа пустяки?» — Базаров отвечает знаменитым: «И природа пустяки, в том значении,
в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
Природа не поражает Базарова своей красотой, он считает, что в
ней нет «художественного смысла». Все же надо упомянуть, что Базаров еще будет
в романе наслаждаться природой, а перед смертью скажет воистину поэтические
слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
Противоречивы также
высказывания Базарова о любви и вспыхнувшее в нем большое чувство к
Одинцовой. То, что Базаров смог по-настоящему полюбить
Одинцову, говорит о его прекрасной и честной душе, несмотря на сухие
суждения.
В романе автор показывает еще
одного представителя семьи
Кирсановых — Аркадия. Вначале он представляется нам учеником и последователем
Базарова, но постепенно отходит от своего учителя. Мещанское счастье Аркадия с
Катей еще больше отдалило его от Базарова и приблизило к поколению отцов —
аристократов. Пути Базарова и Аркадия расходятся. Базаров говорит своему
бывшему другу: «...мы прощаемся навсегда, и ты сам это чувствуешь... Ты
славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Для себя самого
он предвидел в будущем суровую, полную
лишений и, возможно, революционной борьбы жизнь, столь типичную для поколения
разночинцев-демократов 60-х годов XIX века. Но судьба распорядилась иначе.
Базаров умирает от зараже-. ния крови и перед смертью признает себя ненужным
для России человеком.
Тургенев выводит в романе
поколение демократов и приводит нас к мысли, что это поколение будущего.
Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость,
упорство в достижении цели делают его героем.
|