Роман
«Война и мир» был первоначально задуман как
роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды,
осудившем прошлое и ставшем приверженцем и проповедником нравственного самосовершенствования.
Но на процесс создания романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг.
XIX в.) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и
последствия этого шага.
Тематику
произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской
общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
Главным
художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот
прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны
(1805—1807; 1812), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники
(Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на
самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа:
«Война и мир», имеющего глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове
«мир» до Октябрьской революции использовали десятеричное «з», и оно писалось
как «ьпръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно,
слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния,
противоположного войне. В контексте романа это слово имеет массу значений и освещает
важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев
общества.
Эпическое
начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое целое
картины войны и мира. Слово «война» означает не одни лишь военные действия
враждующих армий, но и воинственную враждебность в отношениях между людьми в
мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие «мир»
фигурирует и раскрывается в эпопее в самых разнообразных значениях. Мир — это жизнь
народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход (в том числе
и затеявший бунт в Богучарове). Мир — это будничные интересы, которые, в отличие
от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так
до-
саждают когда он приезжает в отпуск и
ничего не понимает в этом «дурацком мире».
Мир — это ближайшее окружение чело-
века: на войне или в мирной жизни.
Но
мир — это также и весь свет, вселенная. Именно о нем говорит Пьер Безухов.
Мир
— это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу
которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь.
Мир — это и мировоззрение, взгляды героев.
Мир
и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и
потребности мира — труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное
проявление личности. А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение
и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои
корыстные интересы, самоутверждение своего эгоистического «я», несущее другим
разрушение, горе, смерть. Ужас гибели сотен людей на плотине, во время
отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой
сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь
«сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава
рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу».
Страшный
итог Бородинского сражения открывается в сопоставлении картин мирной довоенной
жизни деревень и убитых «десятков тысяч человек».
Рассказать
правду о войне, заключает Толстой, очень трудно. Его новаторство связано не
только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что,
развенчав ложную героичность, он первым открыл подлинную героику войны, представив
войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека.
И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые,
скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей;
«грешница» Наташа, добившаяся выделения транспорта
для
русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов,
— именно они, забывающие о себе и спасающие Россию. Само сочетание «война и
мир» уже появлялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина
«Борис Годунов»:
Описывай,
не мудрствуя лукаво,
Все
то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну
и мир, управу государей,
Угодников
святые чудеса.
Сказанное выше
позволяет утверждать, что Л. Н.
Толстой, как и А. С. Пушкин, использует сочетание «война и мир» как универсальную
категорию.
|