Василий Андреевич Тропинин был крепостным
художником графа Моркова. Только в 1823 г., в
возрасте 47 лет, он получил вольную и в том же году
выставил в Российской Академии художеств свою
«Кружевницу», которая была хорошо встречена
публикой и сразу завоевала популярность.
Художник изобразил ее с большой душевной
теплотой, свойственной его характеру. Портреты
В.Тропинина легко узнать, т.к. он наделял своих
героев собственным спокойствием и
доброжелательностью. Так же доброжелательно
художник всегда относился к своим моделям. Он
писал людей в добром расположении духа, в лучшие
минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет
пишется на века, на память потомкам и должен
выявлять достоинства, а не недостатки человека.
«Кто же любит в жизни смотреть на сердитые,
пасмурные лица? Зачем же передавать полотну
неприятное, которое останется без изменений,
зачем производить тяжелое впечатление,
возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого
человека? Пусть они видят его и помнят в
счастливую эпоху жизни», – говорил он.
«Кружевница» – одно из самых популярных
произведений Тропинина. Миловидная девушка,
плетущая кружева, изображена в тот момент, когда
она на мгновение оторвалась от работы и
обратилась взглядом к зрителю, который таким
образом оказывается вовлеченным в пространство
картины. Тщательно и с любовью выписаны кружева,
коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущение покоя и
уюта, созданное Тропининым, убеждает в ценности
каждого мгновения повседневного человеческого
бытия. Эстетические вкусы эпохи в данном случае
счастливо совпали с особенностями дарования
художника. Тропинин часто изображал молодых
женщин за рукоделием – золотошвеек, вышивальщиц,
прях. Их лица похожи, в них ясно просматриваются
черты женского идеала художника: нежный овал,
темные миндалевидные глаза, приветливая улыбка,
кокетливый взгляд и чудно переданный теплый тон
молодой здоровой кожи. Секрет этого кроется в
особой технике написания картин.
Специальные технико-рентгенологические
исследования работ Тропинина показали, что в
целом живописный слой остается очень тонким, все
слои, от грунта до завершающих лессировок,
работают на просвет. Тропинин, применяя в
большинстве произведений двухслойные грунты,
добавляет в наполнитель нижнего слоя охру.
Просвечивая через тонкий верхний слой, она
придает грунту золотистый, желтоватый или
красноватый оттенок. Это придает естественную
теплоту колориту тропининских работ.
Картиной «Кружевница» художник показал, что и
крестьянка может быть красива, изящна и
кокетлива не менее, чем знатная дворянка. Он
открывает нам красоту девушки-крепостной, жизнь
которой проходит в тяжком труде. В журнальных
статьях критики торопились выразить свое
восхищение тропининским пониманием образа
крестьянки, и его современник П.Свиньин отмечал:
«...и знатоки, и не знатоки приходят в восхищение
при взгляде на сию картину, соединяющую поистине
все красоты живописного искусства: приятность
кисти, правильное, счастливое освещение, колорит
ясный, естественный. Сверх того, в самом портрете
обнаруживается душа красавицы и тот лукавый
взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то
вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки
ее остановились вместе со взором, работа
прекратилась, вырвался вздох из девственной
груди, прикрытой кисейным платком, – и все это
изображено с такой правдой и простотой».
А мы будем восхищаться здоровьем крестьянской
девушки, изображенной на этой картине: чистой
кожей, блестящими волосами, изящными аккуратными
ногтями.
|